25 сент. 2012 г.
Home »
» Общественная форма жизни человека
Общественная форма жизни человека
Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных.
Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в
ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные
социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к
появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность
- это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и твор-
ческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных пос-
тупках, в принятии ответственности за последствия своих социальных де-
яний. Личность - это всегда определенная позиция.
Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как
семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве,
но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши жи-
вотных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их.
У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека
самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми.
По меткому и емкому определению психолога К.К.Платонова, человек - это
существо, имеющее бабушек и дедушек.
Еще одной, специфически человеческой формой общности являются раз-
личные клубные объединения. Клуб - это добровольное и желанное объеди-
нение людей по интересам. В клубе люди предстают друг перед другом как
равноправные личности. Здесь человек удовлетворяет специфически чело-
веческие духовные потребности: в общении и самовыражении. На опреде-
ленном этапе жизни - в период взросления - человек остро ощущает пот-
ребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сооб-
щества, организованные на общих ценностях.
Способом жизни человеческого общества является общение. "Человечес-
кая сущность, - писал Л.Фейербах, - налицо только в общении, в единст-
ве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность
различия между Я и Ты".
Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению фи-
лософов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого
раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями,
нормами, традициями, правилами. Особо подчеркнем, что слова "культура"
и "образование" тесно связаны друг с другом. Культурный человек - это
образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала
данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия
"Образы человеческие", которая была посвящена жизнеописанию лучших сы-
нов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на
подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, формиро-
вание является основной культурной формой человеческого существования,
оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов
взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном
пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь.
Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы челове-
ческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика,
политика, экономика и др. Все эти формы человеческой деятельности сос-
тавляют содержание материальной и духовной культуры. Любая из форм
культуры является выражением "собственно человеческого в человеке".
Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека,
его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого
себя.
Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаж-
дению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л.Фей-
ербах писал, что лишь человеку "бесцельное созерцание звезд дает не-
бесную отраду, лишь он при виде блеска благородных камней, зеркала
вод, красок цветов и бабочек упивается одной негой зрения; лишь его
ухо восторгается голосами птиц, звоном металлов, лепетом ручейков, ше-
лестом ветра...".
Этика раскрывает не оформляемые в специальном кодексе отношения че-
ловека к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к
человеку является сформулированный И.Кантом категорический императив:
поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никог-
да - только как к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М.Достоевский
предельно остро выразил эту мысль в "Братьях Карамазовых", отвергнув
саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет
пролита хоть одна слеза ребенка.
Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми
абстрактными идеями присущ религиозному, христианскому мировоззрению.
Человек в отношениях с Богом - еще одна антропологическая тема. Чело-
век - единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, кото-
рый верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхожде-
ние мира. Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степе-
ни грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не
знал его существа. Сущность человека особым образом высвечивается в
его отношении к божественному.
Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характерис-
тику человека - его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность.
0 коммент.:
Отправить комментарий