27 сент. 2012 г.

Опыт моделирования личности учителя.

Караковский говорил о том, что образование надо перестраивать. Наиболее общим условием научной реализации любой Д является четкое представление об исходном итоге и конечном продукте - проектирование системы требований пед. профессии к человеку. Как формировать качества с т/зр философии. Качество (философия) - совокупность всех существующих, относительно устойчивых свойств и характеристик объекта или предмета. Свойство - выражение данного качества в отношении к другим качествам. Отсутствие хотя бы одного свойства указывает на отсутствие качества, о наличии и уровне развития свойства можно судить по его проявлениям в различных ситуациях. При соблюдении опред. условий свойство можно характеризовать количественно. Эту характеристику свойств, входящих в состав качества, принято называть показателем качества. Показатель качества, который относится только к одной характеристике, есть единичный, а к нескольким характеристикам или к свойству в целом, называют комплексным (или интегральным). Для измерения показателей качества специалиста надо знать нижнюю допустимую границу изменения параметра, выход за пределы которого приводит к потере данного качества. Точное определение свойств специалиста определить невозможно, т. к. их изучают разные науки. Но можно использовать моделирование, которое вскрывает не только инвариантные идеализируемые параметры личности и проф. Д специалиста, но и процесс его формирования (специалиста). При моделировании прибегают к изучению и разработке вспомогательной, искусственной или естественной системы. Состав системы: 1) находящиеся в некотором соответствии с предметом познания, 2) система способна замещать его в опред. отношениях, 3) дает в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте. Трудности при моделировании связаны с многофакторностью соц-х и пед. явлений и процессов, наличием субъективного фактора, факторы, определяющие соц. явления, складываются из качественных признаков, которые труднее поддаются количественному описанию. Модель специалиста описывает его на каком-либо языке. Первичной моделью учителя является его профессиограмма. Профессиограмма - эталонная гипотетическая вероятностная модель, которая выражает объективную тенденцию, допускающая различные варианты квалификационного характера - нормативная модель учителя. Эта характеристика есть государственный документ, который определяет обобщенные требования к личности и проф. компетентности педагога. Благодаря этому характеристика позволяет довести проф. цели подготовки учителя до уровня нбх-х личностных качеств. Преимущество профессиограммы. замещает для преподавателя и студента объект (модель) выпускника, что позволяет предвидеть пути и средства подготовки и т. о. можно предвидеть задачи вообще пед. заведений (программы, учебники); важная роль в диагностике проф. пригодности и методике проф. отбора молодежи в пед. заведениях и правильно организовать пед. ориентацию школьников., До профессиограммы надо исследовать психологию личности и спецификацию личностных и проф. качеств учителя. Талызина считает, что описание модели специалиста невозможно без выделения основных системных задач, с которыми он встретится. При этом м/б использован язык умений и язык типовых задач (эти языки равноценны, т. к. каждая задача предполагает умения для ее решения, а каждое умение предназначается для решения задач). Знания никогда не существуют сами по себе, всегда являются элементом какой-либо Д, какого-либо умения. Н. Ф. Талызина "Пути разработки профиля специалиста", Саратов, 1987г. В методологии и теории пед. образования остается ведущим Дый подход. В рамках Дго подхода личность учителя оказывается полностью детерминированной предметно-технологической стороной пед. труда. На личностном уровне учитель уже не м/б истолкован как персонификация нормативной Дью. Учитель становится субъектом, который реализует в пед. профессии свой способ жизнеД, готов доопределять задачи, принимает ответственность за их свободное и самостоятельное решение. Эта внутренне детерминированная активность, по которой учитель способен поступать независимо от частных обстоятельств, творит их сам и вырабатывает собственную стратегию проф. поведения и Д.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.