11 сент. 2012 г.
Home »
» Общие особенности мусульманского права.
Общие особенности мусульманского права.
1. Мусульманское право - самостоятельная правовая система.
Самостоятельность правовой системы заключается в том, что она имеет характерные черты, отличающие её от других систем. Основополагающая черта МП в том, что оно имеет два начала - религиозноэтическое и собственно юридическоправовое. Эти два начала переплетены очень тесно, и порой их очень трудно разграничить, однако доминантным является религиозноэтическое.
2. Степень влияния мусульманского права на действующие законодательства мусульманских стран в последние десятилетия возрастает.
Чрезвычайная оригинальность и большие отличия мусульманского права от европейского права, спорность и двойственность многих моментов давали основание многим правоведам в мире утверждать, что МП (мусульманское право) со временем отомрёт. Наоборот, мусульманское право сейчас широко распространено по исламским странам, и степень его влияния на право мусульманского мира возрастает.
Также существует еще ряд особенностей МП.
Основной источник - доктрина. Основным источником гражданского права МП с VIII-IX века является доктрина (труды правоведов, в основном средних веков). В континентальном праве (германское, французское) основным источником права является закон и нормативный акт органов государственной власти. На полках в суде можно найти Конституцию и сборники законов и законодательных актов, принятых парламентами. В англосаксонском праве источником права является судебный прецедент. Полки судов заполнены многими сотнями томов судебных решений, принятых судами за всю историю их существования. Но нигде в мире, кроме МП, в качестве источника права нет ничего, похожего на доктрину. В мусульманском суде на полках стоят огромные книги, старинные фолианты - труды правоведов, написанные в средние века. Эти работы появились многие столетия назад. К новым же работам в области права мусульманский мир относится очень настороженно, поэтому самая "молодая" правовая книга, получившая всеобщее распространение, написана в начале XIX века. Объяснение подобному отношению к "писанному юристами" праву кроется в религии.
В МП разграничиваются две категории норм:
1) Вечные (неотменяемые) нормы - большая часть норм идёт из Корана - они являются основополагающими, формирующими всю правовую систему МП. Так как эти нормы посланы людям самим Аллахом, то они являются незыблемыми, безошибочными, обязательными для выполнения всеми и постоянными. Они будут существовать и выполняться вечно - до тех пор пока существует мусульманство, мусульманские страны и весь исламский мир. Никто не может отменить или изменить "слово Аллаха". Распространение полигамии объясняется тем, что в Коране сказано: "... и будет иметь человек и две, и три, и четыре жены". И никакой смертный, никакая государственная власть не может отменить это положение.
2) Нормы, созданные людьми, сформулированные юристами (изменяющиеся): во-первых, законы может установить только Аллах. Писать законы смертным людям - равносильно попытке сравняться в силах с Всевышним. Смертные люди могут лишь придать грамотный правовой вид тому, что сказано Аллахом, истолковать и применить надписи Корана. Устанавливать общие законы - право только Всевышнего. Все законы, которые необходимы человеку для жизни на земле, Аллах послал в Коране. Если же сам Аллах чегото не сформулировал в Коране, то тем более человек не имеет права пытаться это сделать. Вот почему, например, до сих пор в МП нет договорного законодательства, закрепляющего общие права и обязанности сторон-партнёров. МП не знает свободы договора. Вместо договорного законодательства в МП существуют множество отдельных правовых договоров, регулирующих отношения между сторонами в конкретных, частных случаях (договоры куплипродажи, аренды, обмена и т. д.). Во-вторых, всё написанное людьми не обладает свойствами незыблемости, безошибочности и постоянства: все смертные ошибаются. Поэтому любые из созданных людьми норм легко подвергаются изменениям и дополнениям.
Множественность школ и толкований. МП очень противоречиво и абстрактно, очень многообразно. Существует очень большое количество вариантов толкований святых высказываний Корана. В общей сложности ортодоксальными юристамиправоведами средневековья было написано более 6 тысяч томов работ. В этом огромном количестве материала очень часто встречаются нормы, дающие много вариантов решения одной и той же ситуации. В МП нет системы норм права, способной сформировать единообразное толкование поведения. В мусульманских судах преобладают казуальные, индивидуальные решения, часто не совпадающие друг с другом даже по идентичным случаям судебного разбирательства.
Пример. Обыденное представление о МП включает в себя три вещи:
1. У мусульман разрешена полигамия.
2. Нельзя употреблять алкоголь.
3. Человеку, совершившему кражу , вору, отрубают руку.
В Коране говорится, что вору необходимо отсечь руку за преступление, дабы он его не повторил. Но там не указано, как это сделать, Аллаху всё равно, какую часть руки отрубят преступнику: только пальцы, кисть руки, руку по локоть или до плеча - результат будет один и тот же. Однако этот вопрос далеко не безразличен самому преступнику, чья рука будет отрублена. И здесь всё зависит от решений судей ... очень часто индивидуальных, порой казуальных решений.
Наслоение новых правовых норм на старые нормы. В континентальном праве Европы принято, что новые нормы отменяют старые. Например, новая Конституция России отменила все положения и дополнения к старой конституции, новый гражданский кодекс отменил старый.
В МП новые нормы наслаиваются на старые. В результате получается многослойный “пирог”. Среди огромного количества норм внутри этого “пирога” есть более употребительные в последнее время нормы, есть менее, но в принципе из этого “пирога” может быть вытащен на свет любой слой, любое решениетолкование Корана, независимо от давности его написания.
0 коммент.:
Отправить комментарий