14 сент. 2012 г.
Home »
» Взаимная ответственность гражданина и его государства Совершенное гражданское общество-основа создания правового государства
Взаимная ответственность гражданина и его государства Совершенное гражданское общество-основа создания правового государства
Понятия государства и общества не тождественны. Их следует различать.
Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество-мать государства, и соответственно государство- его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
Выявление закономерностей соотношения общества и государства позволяет правильно проанализировать путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые общества различных стран.
Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненный благ. Общество- сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.
Рассмотрение общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему с конкретно-исторических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация, государство и др.).
Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или а не политических формах.
Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве составной части входит государство. Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы- это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно- исторических образований людей- все это отражается на политических институтах.
Главными политическими объединениями в борьбе за власть и удержание власти в современном обществе выступают политические партии. Большая роль принадлежит профессиональным союзам, объединениям по возрастному и половому признаку. Если такие организации сформировались, упрощаются выявление интересов разных групп населения, поиск лидеров, способных воплощать волю граждан в жизнь. Но такая множественная (плюралистическая) демократия возможна только в свободном обществе свободных людей.
Свобода не привносится в общество по мановению волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отношений собственности, отношений производства, распределения, обмена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода общества тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в большой степени определяются следованием всех праву.
Само право можно рассматривать как проявление природы вещей, как объективно обусловленную форму свободы в реальных отношениях, формальную меру этой свободы, всеобщую, нормативную и общеобязательную. Формальное равенство и формальная справедливость- наиболее общие требования права в приближении к идеалу совершенного гражданского общества. Фактическое равенство и полная справедливость в социальных отношениях- тот идеал, который граничит с утопией. В любом случае движение к идеалу возможно через посредство государства, через его законы и их неуклонное осуществление.
Еще один важнейший принцип правового государства - признание неотъемлемого права народа на выбор своей судьбы и формы государства, на народовластие. При этом в правовом государстве права человека не могут игнорироваться “во имя” интересов той или иной нации, класса или какой-либо идеи. Без свободы каждого нет свободы общества, нет свободы народа и государства.
Органическое сочетание прав человека и прав народа, суверенитета личности и государства обеспечивается формированием цивилизованного гражданского общества.
0 коммент.:
Отправить комментарий