27 сент. 2012 г.

Системное антропологическое знание.

Выполняя системообразующие функции содержания образования, антропологический подход обеспечивает взаимосвязь и единство социогуманитарной, культурологической, псих-пед., предметной подготовки педагога. Общая цель псих-пед. дисциплин: освоение современных научных представлений о становлении, развитии человека в образовательных процессах. Общность предметов псих-пед. дисциплин - человек в его становлении и развитии. Это предполагает взаимообусловленность и многообразие аспектов его рассмотрения. Содержание псих-пед. дисциплин: 1) психическая природа человека и закономерности его развития; 2) личность (ребенок и взрослый) в образовательных процессах различного типа (учебных, воспитательных); 3) образовательные системы в историческом и современном социокультурном пространстве, принципы их конструирования и прогнозирования; 4) способы и средства (технологии) обучения, воспитания и развития человека. Уровень псих-пед. культуры "типичного" учителя сегодня не удовлетворяет запросам общества, не отвечает нуждам реальных людей. По-прежнему сохранятеся неоправданно заниженный статус предметов псих-пед цикла в системе образования и даже фактическое изымание самого субъекта обучения и воспитания, т. е. реального человека, ребенка, в его конкретной Д, субъектности и субъективности. Педагог работает не с человеком вообще, а с человеком, который органично включен в опред. природную, историческую, этнолингвистическую, этнокультурную, этносоциальную среду. Путь ребенка к овладению универсальными ценностными обязательствами лежит через конкретные формы их существования в национальной культуре, т. к. нельзя уважать и любить мировую культуру, не зная своей собственной национальной культуры. Отсюда, содержание гуманитарных знаний, которое должен усвоить будущий педагог, надо ориентировать на отечественную материальную и духовную культуру, процесс трансплантации культурного опыта родного народа в духовной мировой личности требует присвоения этого опыта самим учителем. Корпус социогуманитарных дисциплин интегрирует знания трех универсальных измерений человеческого существования, в пределах которого развивается все многообразие преемственных форм творческой активности личности. Собственно человеческая Д выявляется в трех измерениях: 1) в виде способностей к духовно-познавательному освоению действительности; 2) в виде способности к ценностному (аксеологическому) отношению к миру; 3) в виде способностей к социальному (практическому) действию. Это и образует глубинную основу бытия человека. Общая цель комплекса социально-гуманитарных дисциплин заключается в ознакомлении с достигнутым уровнем знаний о природе, о детерминации, путях и средствах реализации всеобщих форм освоения человеком мира и обретения человеком жизненных мировоззренческих ориентации. Этот комплекс называется социогуманным, т. к. комплекс входящих в него дисциплин образуют вопросы границ и структур взаимообусловленности и взаимосвязи человека и соц. среды в процессе формирования человеком личностных качеств.: Культурологический цикл представлен в самостоятельном блоке дисциплин в соответствии с определяющей ролью личностной культуры. Преодоление в традиционной школе запущенности личностной культуры педагога. Введение человека в пространство мировой и отечественной культуры - общая цель цикла - практическая интериоризация культурного опыта поколений в духовный мир будущего специалиста. Цель - формирование личностной культуры как способа самореализации личности в профессиональном творчестве. Культурное образование обеспечивается учебными курсами, в которых представлены: 1) фундаментальные знания о культуре как способе жизниД человека, выражающем его родовую специфику; 2) знание о конкретных формах культурной деятельности, теоретическое и практическое освоение которого обеспечивает нбх-ый уровень личностной культуры специалиста; 3) призвана овладеть основными понятиями теории культуры (представлением о ее строении, закономерности ее развития, понять человека как творение и творца культуры, помочь студенту осознать личностый смысл культуры, роль пед. традиций в культурных процессах). Существенной чаcтью культурного образования является история русской культуры в ее взаимосвязях с другими культурами (Евразия). Благодаря освоению физической и валеологической культур, педагог обретает способность к саморегуляции своего организма, организации своего труда и отдыха. Освоение русской речевой культуры позволяет подняться на уровень подлинной интеллигентности, уметь точно и выразительно излагать свой предмет, беседовать. Художественная образованность и эмоциональная культура - та область человеческой Д, которая развивает универсальные творческие способности, продуктивное мышление, обогащает интуицию, сферу чувств. Овладевая ценностями мировой худ. культуры, педагог приобретает опыт сопереживания, сотворчества, способность к диалогу культур. Критерием проф. компетентности служат глубина и высота его специальной, предметной подготовки. Специфика пед. образования в том, что осваиваемый научный материал (закономерности и факты, понятия и теории, вывода, методологические идеи) выполняет в его Д инструментальную функцию, т. е. средство воздействия на формирование личности. Важное значение сегодня имеет научное обоснование опыта. У нас нет общей теории учебного плана вообще, уч. заведения и пед. заведения. Мы не знаем, какие уч. дисциплины надо включать в ВУЗы, сколько часов, все это нередко решается интуитивно, программы смежных дисциплин часто дублируют друг друга и прочее. Качество подготовки специалистов заключается не в количестве сведений сообщаемых студентам. Современная наука развивается очень быстро, однако приток научных знаний не должен приводить к разбуханию уч. планов, надо тщательно научно обосновывать и отбирать уч. материал. Каждое научное обобщение должно вести не к расширению, а к разумной и оправданной концентрации уч. материала. Содержание пед. образования составляет системно организованный массив уч. информации и алгоритмов формирования умений и навыков специалистов. Оно несовместимо с чисто информационным материалом, с абстрактным просветительством, нужно обеспечить органическое единство прикладных, фундаментальных и методологических знаний, которые составляют основу общей культуры и профессионализма. Нбх-сть вариативности и гибкости уч. планов и программ. Создавать дидактическую индустрию: разработка госуд-х образоват-х стандартов, средств научно-методологического и учебного обеспечения образоват. процесса (программистов, планов, занятий...) Одним из направлений, которые необходимо сегодня реализовать, является утверждение гуманизации пед. образования. Ориентация на ценности - характерная черта человеческой жизни. Без ценностного подхода к явлениям действительнсоти невозможна ни Д человека, ни жизнь. Ценностью для личности м/б не только явления предметного мира (средство удовлетворения потребностей личности), это м/б нормы и идеалы. Функция явлений - служить Д людей - есть ценность. Отношение к ним - ценностное отношение. Избирательная направленность сознания на объекты и явления окр. мира, как тенденция, потребность личности заниматься удовлетворяющей Д - мощный побудитель активности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно. Ценности пед. Д - те ее особенности, которые позволяют педагогу удовлетворить свои материльные, духовные и общественные потребности и которые служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Соотнеся потребности личности с профессией педагога можно предположить следующие группы ценностей пед. Д: 1) ценности, связанные с утверждением в человеческом обществе (значимость труда, престиж), 2) удовлетворение потребности в общении (дети, интересные люди), 3) ценности, связанные с самосовершенствованием (развитие творческих способностей, приобщение к духовной культуре...), 4) ценности, связанные с самореализацией (творческий характер труда, увлекательная и романтическая пед. Д и т. д.), 5) ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами (самоутверждение, карьера, проф. рост, отпуск большой...), По предметному содержанию еще: 6) ценности самодостаточности. Ценности самодостаточного типа являются ценностями-целями к себе: творческий и разнообразный характер труда педагога, престиж его Д, общественная значимость труда, самоутверждение в пед. труде, любовь к детям и др. Эти ценности находят свое выражение в целях пед. Д, связанных с развитием личности ребенка, педагога, ученического и пед. коллективов. 7) ценности инструментального типа служат средством достижения ценностей-целей (общественное признание результатов труда педагога, овладение теорией и технологией...). Структурный и качественный анализ ценностей пед. Д обнаружил их комплексный характер, обнажил их гуманистическую сущность. Эти пед. ценности в сознании педагога образуют систему ценностных ориентации. Гуманистические начала пед. Д являются вечными ориентирами учителя (между действительностью и идеалами преодоление разрывов..), обусловливают смысложизненное самоопределение педагога. Обновление идеологии и содержания пед. образования объективно требует переводить его не технологический уровень. Пед. технология —упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструменатльно обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата обучения и воспитания и развития в изменяющихся условиях образовательного процесса. Образовательная (пед.) технология должна удовлетворять след. условиям: 1) наличие четко и диагностично заданной цели (т. е. конкретно измеримого представления понятий, операций, деятельности, как ожидаемого результата проф. обучения и развития студентов); 2) представление изучаемого содержания материала в виде системы познавательных задач и практически ориентированной основы и способов их решения; 3) наличие жесткой последовательности, логики, определение этапов усвоенных материалов, набора проф. функций); 4) указание способов взаимодействия участников образовательного процесса, а также указание способов взаимодействия субъектов с информационной техникой; 5) мотивационное обеспечение Д преподавателя и студентов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе: свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и проф. смысл; 6) указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой Дей педагога, границ допустимого отступления от многообразных правил и предписаний. Разрабатывая концепцию пед. образования исходили из того, что его структурно-содержательный и процессуальный компоненты пока не соответствуют природной Д учителя, т. к. пед. Д является и массовой и творческой, но если она массовая, то она требует относительно типовой системы управления, организации, проектирования. А творчество предполагает создание возможностей для самореализации личности каждого педагога. В пед. ВУЗах на основе типовой учебной структуры пытаются развить творческую индивидуальность, не занимаясь ею как таковой. Отсюда, становится нбх-ой разработка личностно-ориентированной технологии пед. образования. Мера эффективности этих технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек (студент, слушатель..) в его многообразной субъектности и субъективности (проф-псих. особенности будущего педагога, перспективы их развития или угасания) Отсюда, приоритет субъектно-смыслового обучения, по сравнению с обучением информационным, и формирование множества субъективных картин мира. Диагностика личностного развития, ситуативное проектирование, диалог, включение уч. задач в контекст жизненных проблем, решительный поворот от валовых форм обучения к его индивидуализации. Индивид. творческий подход преодолевает массово-репродуктивный характер пед. образования, выводит на личностный уровень, обеспечивает формирвоание творческого индивида, развитие пед. взглядов и идеалов, развитие неповторимой технологии деятельности, авторского мышления и т. д. Следовательно нбх-о переходить на индивид. учебные планы и программы проф. подготовки, где д/б выделены личностные блоки: мировоззренческий, проф-ценностный, образовательный, операциональный. Они позволят перейти на гибкие модели организации уч. процесса, который будет личностно-значимым, мотивационным и коррекционным. Такое избирательное влияние образовательного процесса на личность в целом. Проф-личностное развитие студентов должно сопровождаться формированием творческого опыта Д. Полисубъектный, диалогический подход, который предполагает иные структуры взаимодействия преподавателя и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания стимулирующей роли преподавателя, добровольное стремление учащихся подражать ему.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.