22 сент. 2012 г.
Home »
» Содержание права
Содержание права
Субъектом права на неприкосновенность частной жизни, охрану
личных и семейных тайн является любой человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Это право может быть на законных основаниях ограничено в отношении лиц, задержанных, арестованных и лишенных свободы, страдающих, тяжкими инфекционными болезнями (при их обращении к врачу) и некоторых других категорий граждан.
Следовало бы в части первой статьи 23 Конституции указать, что такого рода ограничения допускаются только в соответствии с федеральным законом.
Члены семьи не несут юридическую ответственность за разглаше-
ние личных и семейных тайн. Такая ответственность возложена на
государственных служащих и представителей указанных выше профессий, которым были доверены эти тайны. Эти лица не вправе разглашать личные и семейные тайны даже после смерти доверителя, за исключением случаев, указанных в законе, например, при необходимости реабилитировать умершего).
Не вполне соответствует части первой статьи 23 Конституции РФ
требование закона о том, чтобы суд при рассмотрении уголовного дела предотвращал разглашение сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (статья 18 У ПК РСФСР). В Конституции говорится о сохранении личных, а не интимных тайн, т.е. употреблено более широкое понятие. Кроме того, недопустимо разглашать такого рода сведения в отношении всех лиц, а не только участников процесса.
Положения статьи 23 Конституции конкретизируются в различных
отраслях права и видах деятельности.
В содержание медицинской тайны входят сведения: 1) о факте обра-
щения за медицинской помощью; 2) о болезни (диагнозе, лечении, прогнозе); 3) о методах лечения: 4) о лице, обратившемся за помощью, — его прошлом, привычках, наклонностях, физических и психических недостатках, интимных связях; 5) о семье больного и укладе жизни в доме. Медицинская тайна может быть разглашена, если состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а для обследования и лечения необходимо привлечь других специалистов; если существует угроза распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; если сведения нужны дознавателю, прокурору, следователю и суду в связи с производством по уголовному делу; если сведения необходимо сообщить родителям больного, не достигшего 15 лет; если имеются основания полагать, что вред здоровью больного причинен противоправными действиями (статья 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья, статья 9 Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”).
В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обраще-
ния за юридической помощью; 2) сведения о преступлении, соучастниках, личной и семейной жизни обратившегося; 3) сведения о личной жизни обвиняемого (представляемого), почерпнутые адвокатом из уголовного или гражданского дела; 4) сведения, содержащиеся в переписке адвоката с обвиняемым (представляемым) и в адвокатском досье. Закон запрещает допрашивать адвоката в качестве свидетеля об обстоятель-
ствах, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя (пункты 1 и 3 статьи 17. УПК РСФСР).
Адвокат не несет ответственности за недоносительство. Все это — необходимые условия безбоязненного обращения граждан в адвокатуру за оказанием юридической помощи.
Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. УК
рф устанавливает уголовную ответственность за: разглашение тайны
усыновления против воли усыновителя (статья 155); разглашение данных предварительного следствия и дознания, если соответствующий участник процесса был предупрежден об этом (статья 310 У К РФ, статья 139 УПК РСФСР); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (статья 138 У К РФ); нарушение неприкосновенности жилища — незаконный обыск, незаконное выселение и иные нарушения этого права (статья 139 УК РФ). Под статью 310 УК РФ подпадают и те случаи, когда дознаватель, следователь или прокурор предупредили участников процесса о недопустимости разглашения данных о частной жизни граждан (здесь содержанием следственной тайны становятся личные и
семейные тайны).
Разглашение сведений о частной жизни, личных и семейных тайнах
в ряде случаев наказуемо в административном или дисциплинарном
порядке.
Наибольшие ограничения права на неприкосновенность частной
жизни, сохранение личных и семейных тайн допущены при отбывании наказания в виде лишения свободы, а также в уголовном процессе и в оперативно-розыскной деятельности (ОРД). На наш взгляд, в Конституции РФ следовало бы оговорить, что такого рода ограничения могут быть введены лишь федеральным законом.
В исправительно-трудовых учреждениях допускаются так называе-
мые режимные, в том числе личные, обыски (для их проведения не
нужны какие-либо конкретные основания), осуществляются цензура
корреспонденции, досмотр посылок, бандеролей и передач, а также
досмотр вещей и одежды лиц, входящих в ИТУ и выходящих из него
(статья 22 НТК РСФСР).
Закон РФ от 21 июля 1993 г. “Об учреждениях и органах, исполня-
ющих уголовные наказания в виде лишения свободы” не отменил ограничения, установленные ИТК РСФСР, и подтвердил право работников ИТУ на проведение режимных обысков и досмотров (пункт 6 статьи 14) .
В уголовном процессе допускается разглашение сведений о частной
жизни граждан при допросе свидетеля (в том числе врача) и потерпевшего, если эти сведения необходимы для установления обстоятельств подлежащих доказательству по уголовному делу (однако никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (см. комментарий к статье 21 Конституции). Обстоятельства частной жизни могут быть установлены экспертизой (например, импотенция), освидетельствованием (например, физические дефекты), личным обыском и выемкой в помещениях (дневники, личные бумага и т.п.), осмотром и выемкой почтово-телеграфной корреспонденции.
УПК РСФСР не устанавливает критериев и пределов применения принуждения при собирании сведений о частной жизни граждан. В частности, не установлено, можно ли принудительно проводить экспертизу и освидетельствование потерпевших и. свидетелей, в принудительном порядке получать образцы для исследования, не определен круг лиц, переписка которых может быть подвергнута аресту, осмотру и выемке.
При наличии таких пробелов непосредственно действует конституционное правило: “каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну”, пока исключения не будут четко установлены федеральным законом.
Федеральный закон от 5 июля 1995 г. “Об оперативно-розыскной
деятельности” допускает существенное вторжение органов государства в частную жизнь граждан, предусматривая внепроцессуальные {тайные, агентурные) методы наблюдения за личностью, контроля за почтовыми отправлениями, прослушивания телефонных и иных переговоров, снятия информации с технических каналов связи. При этом могут применяться аудиозапись, фото- и киносъемка, другие технические средства. Закон об ОРД допускает применение оперативно-технических мер, когда еще нет данных, указывающих на признаки преступления, т.е. когда отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела (статьи 2 и 7). Такими правами пользуются оперативно-розыскные органы МВД, Федеральной службы безопасности. Службы внешней разведки РФ, Федеральной налоговой полиции. Службы безопасности Президента РФ и органы государственной охраны РФ, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, органы Пограничной службы РФ, Таможенной службы РФ (см. Законы РФ: “Об оперативно-розыскной деятельности”; “Об органах Федеральной службы без-
опасности в Российской Федерации”; “О внешней разведке”; “О федеральных органах налоговой полиции”; “О государственной охране”; “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”). Во всех указанных выше законодательных актах четко не указан круг лиц, в отношении которых допускается получение сведений об их частной жизни. Это противоречит части первой статьи 23 Конституции РФ о праве каждого на неприкосновенность частной жизни. Однако названные законодательные акты определяют судебный порядок получения разрешения на вторжение в частную жизнь граждан (впервые в российской истории).
Закон РФ от 24 июня 1993 г. “О федеральных органах налоговой
полиции” (пункт 20 статьи 11) дает этим органам право выплачивать
лицу, предоставившему информацию о налоговом правонарушении, до 10% от сокрытых сумм. Эта норма, стимулирующая проникновение в частную жизнь граждан, противоречит статье 23 Конституции РФ.
Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации” запрещает собирать сведения, “связанные с личной жизнью” граждан (пункт 3 статьи 7). Однако тот же Закон допускает “наблюдение для получения необходимой информации” и использование при этом видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки (статья 5). В этой части Закон может быть истолкован как противоречащий статье 23 Конституции РФ, поскольку под “наблюдением” можно понимать и “наружное наблюдение”, и электронную слежку.
2. Часть вторая статьи 23 указывает на недопустимость разглашения
информации, которой обмениваются между собой люди. Вся эта ин-
формация не подлежит цензуре. Под информацией надо понимать не
только переписку, но и телефонные переговоры, почтовые и телеграфные сообщения и всякие иные сведения, как-то: сообщения, переданные по факсу, телексу, радио, через космическую (спутниковую) связь, с использованием других технических каналов связи. В ряде случаев информация, которой обмениваются граждане, не содержит никаких личных и семейных тайн. Тем не менее и она не подлежит разглашению.
Гарантии неприкосновенности информации распространяются и на
письма, адресованные частному лицу, но направленные по служебному адресу. Однако статья 23 Конституции РФ не имеет отношения к информации служебного характера, адресованной гражданину как должностному или иному официальному лицу (здесь действуют ведомственные правила). Должностные и иные официальные лица (работники почты, телеграфа, оперативные работники, следователи, прокуроры, специалисты и понятые, присутствовавшие при выемке корреспонденции, эксперты, переводчики и др.) несут ответственность за разглаше-
ние содержания почтово-телеграфной корреспонденции. Ответственность установлена и за разглашение иной, не прошедшей через почту и телеграф, корреспонденции. Субъектом ответственности за это преступление является не только должностное, но и любое другое лицо к которому попала корреспонденция (статья 138 УК РСФСР), например
лицо, занимающееся почтово-телеграфной деятельностью в частном
порядке.
Не относятся к переписке, почтовым и иным сообщениям (часть вторая статьи 23) почтовые контейнеры, посылки и бандероли, если они представляют лишь материальную ценность. Но поскольку они все же могут содержать информацию о частной жизни граждан в ее вещном или письменном выражении, на них распространяется формулировка части первой статьи 23 Конституции РФ.
Конституция требует судебного решения для всякого ограничения
тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это требование распространяется на лиц, ведущих дознание и предварительное следствие, оперативно-розыскную деятельность. Они могут произвести осмотр и выемку почтово-телеграфной корреспонденции и прослушать телефонные переговоры не иначе как на основании судебного решения. Эта норма вступила в силу со дня опубликования новой российской Конституции.
Запрет разглашать сведения о частной жизни граждан установлен в
статье 22 Федерального закона от 5 июля 1995 г. “О почтовой связи”, предусматривающей, что “задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и ознакомление с сообщениями электросвязи, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения”. Этот закон распространяется как на оперативно-розыскную, так и на уголовно-процессуальную деятельность. Из этого следует, что до принятия федерального закона об основаниях и порядке просмотра корреспонденции и прослушивания телефонных переговоров в уголовном процессе такие действия предприниматься не могут. Решение этого вопроса Пленумом Верховного Суда РФ неправомерно, поскольку Пленум не вправе подменять законода-
теля.
В части первой статьи 23 говорится о праве на защиту гражданином
своей чести и своего доброго имени (см. комментарий к статье 21 Конституции) . В связи с введением понятия “доброе имя” следует отметить, что не каждый человек имеет добрую репутацию. Несмотря на это, наличие у него права на доброе имя презюмпруется. пока в установленном законом порядке не будет доказано обратное.
Право защиты чести может быть реализовано как отдельным чело-
веком, так и группой людей, общественной организацией, юридическим лицом, честь которых пострадала в результате клеветы, оскорбления и распространения других позорящих сведений.
0 коммент.:
Отправить комментарий