7 сент. 2012 г.
Home »
» Проблемы правоспособности некоторых слоев населения.
Проблемы правоспособности некоторых слоев населения.
Кроме римских граждан, существовали еще и свободные римские граждане. Эти два статуса зависят от способа приобретения гражданства:
по рождению;
из-за отпуска на волю.
Свободными римскими гражданами считались вольноотпущенные.
Вольно рожденные римские граждане были полностью правоспособными как в публичном (участвовать в собраниях, избираться на общественные должности и ???), так и в частном праве (составлять завещание, вступать в сделки, заключать брак)
Вольноотпущенные же не могли принимать участия в собраниях и занимать публичные должности, не могли вступать в брак с свободнорожденными. Кроме того они имели ряд частноправовых обязанностей перед прежним господином:
обязаны проявлять почтительность к патрону (иски на патрона невозможны);
бесплатное оказание услуг;
помощь, но взаимная, если один из них беден, а другой богат;
если умирал без завещания, то наследник – патрон.
Эти обязанности отменялись в случае:
Вольноотпущенный получал присвоение;
/лат/ присвоение – государственный акт, после которого вольноотпущенный как бы переставал быть таковым, становился полностью правоспособным.
В случае если патрон уступал это право 3-му лицу.
Если любое лицо попадало в плен, то считалось, что оно умирало, но если бежало из плена и возвращалось, то полностью восстанавливались в правах.
Особый статус имели латины. Они даже имели некоторые публичные права (участие в собрании), могли иммигрировать, а в случае иммиграции обратно в Рим полностью восстанавливались в своих правах. Но латины не могли, в отличии от граждан завещать.
Лицо, выдающее себя за римского гражданина, но таковым не являющееся подлежало казни.
Если рабы участвовали в восстании, то их клеймили, а если позже становились вольноотпущенными, то могли получить статус не выше пилигрима.
Рабство первоначально было патриархальным (взятие в плен) и отношение к ним было довольно мягким почти как к домашним, но позже когда основным средством добычи рабов стала покупка последних на рынке, то отношение к ним сильно ожесточилось (брак, семья, дети, … - запрещены). Если свободная женщина вступала в связь с рабом, то могла сама стать рабыней. Наряду с этим умственные способности рабов использовались и они могли быть капитанами кораблей и т.п., могли вступать в сделки (естественно, что только в интересах хозяина).
Хозяин же не имел права убивать раба и т.п.
Освобождение раба было довольно трудно:
Если третье лицо подтверждало что этот субъект не является рабом.
Если сам хозяин (например: на вечеринке) сообщал об этом, то есть он брал на себя ответственность поддерживать его статус свободы
Преторный способ: если к свободному человеку предъявляли иск о том, что он раб, то претор мог дать соответствие /лат/ (документ)
Физиополис – неформальное завещание (устное, перед смертью) об освобождении одно или нескольких рабов (позднее появился законодательный акт в котором такой раб получал статус латина, но был и закон, который ограничивал количество освобождаемых рабов)
С появлением христианской религии раб мог быть освобожден и церковью.
В случае спасения своего господина от неминуемой гибели.
По договору с третьим лицом о выкупе раба у хозяина.Способы умаления правоспособности:
Утрата свободы.
Утрата гражданства.
Умаление семейного статуса.
Дополнительные способы:
Если лицо свидетельствует при завещании, а потом отказывается подтвердить, то санкция – не мог оставлять завещание.
Инфатинг (?) /лат/ - опорочивание репутации лица в публичном праве (не мог быть избран на публичные должности). Применялось ввиду аморального поведения.
Не могли оставлять завещания и лица позорных профессий (актеры, проститутки)
0 коммент.:
Отправить комментарий