7 сент. 2012 г.

Проблемы правоспособности некоторых слоев населения.

Кроме римских граждан, существовали еще и свободные римские граждане. Эти два статуса зависят от способа приобретения гражданства: по рождению; из-за отпуска на волю. Свободными римскими гражданами считались вольноотпущенные. Вольно рожденные римские граждане были полностью правоспособными как в публичном (участвовать в собраниях, избираться на общественные должности и ???), так и в частном праве (составлять завещание, вступать в сделки, заключать брак) Вольноотпущенные же не могли принимать участия в собраниях и занимать публичные должности, не могли вступать в брак с свободнорожденными. Кроме того они имели ряд частноправовых обязанностей перед прежним господином: обязаны проявлять почтительность к патрону (иски на патрона невозможны); бесплатное оказание услуг; помощь, но взаимная, если один из них беден, а другой богат; если умирал без завещания, то наследник – патрон. Эти обязанности отменялись в случае: Вольноотпущенный получал присвоение; /лат/ присвоение – государственный акт, после которого вольноотпущенный как бы переставал быть таковым, становился полностью правоспособным. В случае если патрон уступал это право 3-му лицу. Если любое лицо попадало в плен, то считалось, что оно умирало, но если бежало из плена и возвращалось, то полностью восстанавливались в правах. Особый статус имели латины. Они даже имели некоторые публичные права (участие в собрании), могли иммигрировать, а в случае иммиграции обратно в Рим полностью восстанавливались в своих правах. Но латины не могли, в отличии от граждан завещать. Лицо, выдающее себя за римского гражданина, но таковым не являющееся подлежало казни. Если рабы участвовали в восстании, то их клеймили, а если позже становились вольноотпущенными, то могли получить статус не выше пилигрима. Рабство первоначально было патриархальным (взятие в плен) и отношение к ним было довольно мягким почти как к домашним, но позже когда основным средством добычи рабов стала покупка последних на рынке, то отношение к ним сильно ожесточилось (брак, семья, дети, … - запрещены). Если свободная женщина вступала в связь с рабом, то могла сама стать рабыней. Наряду с этим умственные способности рабов использовались и они могли быть капитанами кораблей и т.п., могли вступать в сделки (естественно, что только в интересах хозяина). Хозяин же не имел права убивать раба и т.п. Освобождение раба было довольно трудно: Если третье лицо подтверждало что этот субъект не является рабом. Если сам хозяин (например: на вечеринке) сообщал об этом, то есть он брал на себя ответственность поддерживать его статус свободы Преторный способ: если к свободному человеку предъявляли иск о том, что он раб, то претор мог дать соответствие /лат/ (документ) Физиополис – неформальное завещание (устное, перед смертью) об освобождении одно или нескольких рабов (позднее появился законодательный акт в котором такой раб получал статус латина, но был и закон, который ограничивал количество освобождаемых рабов) С появлением христианской религии раб мог быть освобожден и церковью. В случае спасения своего господина от неминуемой гибели. По договору с третьим лицом о выкупе раба у хозяина.Способы умаления правоспособности: Утрата свободы. Утрата гражданства. Умаление семейного статуса. Дополнительные способы: Если лицо свидетельствует при завещании, а потом отказывается подтвердить, то санкция – не мог оставлять завещание. Инфатинг (?) /лат/ - опорочивание репутации лица в публичном праве (не мог быть избран на публичные должности). Применялось ввиду аморального поведения. Не могли оставлять завещания и лица позорных профессий (актеры, проститутки)
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.