13 сент. 2012 г.
Home »
» Коллизии законодательства в области наследования.
Коллизии законодательства в области наследования.
Число наследственных дел с иностранным элементом во второй половине ХХ века все время увеличивалось, что явилось косвенным последствием миграции населения во всем мире в конце прошлого и начале нынешнего века. Переселенцы часто связаны родственными отношениями с отдельными гражданами страны своего происхождения, что и служит основой для возникновения дел о наследовании.
Разнообразие практики в этой области и сложности, возникающие при разрешении конкретных наследственных дел, объясняются значительными различиями, которые есть во внутреннем законодательстве в области наследственного права. Это проявляется в том, что в разных странах неодинаково определяется круг наследников по закону и по завещанию; устанавливаются различные требования, предъявляемые к форме завещания; существуют различные системы распределения наследственного имущества и т.д.
Коллизионные вопросы наследования регулируются обычно внутренним законодательством государств. Многосторонние соглашения в этой области есть лишь по отдельным вопросам. Таким соглашением является Конвенция о коллизии законов в отношении форм завещания от 5 октября 1961 года. На дипломатической конвенции в Вашингтоне 26 октября 1973 года была принята многосторонняя Конвенция о форме международного завещания. Вопросы наследования регулируются также в двухсторонних договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и в многосторонней Конвенции стран СНГ о правовой помощи от 22 января 1993 года.
Двусторонними договорами о правовой помощи и Конвенцией от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны какого-либо удостоверения. Однако положениями двусторонних договоров с рядом стран (Греция, Италия, Финляндия) предусматривается, что без легализации принимаются документы, передаваемые Договаривающимися Сторонами исключительно в рамках правовой помощи.
Российская Федерация также является участницей Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года. Помимо России странами-участницами данной Конвенции являются по состоянию на 01 ноября 1994 года:
Австрия, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Беларусь, Белиз, Бельгия, Босния Герцеговина, Ботсвана, Бруней Даруссалам, Великобритания, Венгрия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Кипр, Лесото, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Нидерланды, Норвегия, Панама, Португалия, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Кристофер и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Фиджи, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия, Швейцария, Япония.
Гаагская конвенция, отменяющая для стран - участниц требование дипломатической или консульской легализации официальных документов, вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года.
В соответствии с Гаагской конвенцией на ряде официальных документов, исходящих от учреждений и организаций стран - участниц, должен проставляться специальный штамп, так называемый апостиль, удостоверяющий "подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ" (Статья 5 Гаагской конвенции). Апостиль проставляется учреждением иностранного государства.
По смыслу Гаагской конвенции под официальными документами понимаются, в частности, документы, исходящие от нотариуса, административных и судебных органов, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, иные документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства - участника Конвенции.
Гаагская конвенция не распространяется на документы дипломатических или консульских учреждений, на документы, прямо относящиеся к таможенным и коммерческим операциям.
Российская Федерация не является стороной ни в одном двустороннем или многостороннем соглашении о принудительном исполнении решений в области административного права.
Правовое управление ГТК России в настоящее время готовит более подробную информацию по затронутому вопросу.
0 коммент.:
Отправить комментарий