2 авг. 2012 г.
Home »
» НЕОБХОДИМОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕФОРМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
НЕОБХОДИМОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕФОРМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Реформирование учета – важнейшее условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций и успешного функционирования предприятий и организаций.
Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности – обеспечивает поддержку предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. А так же экономическую поддержку в целом, со стороны МВФ и западных кредиторов.
“Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформ следующие:
1. сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
2. обеспечить увязку реформ бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
3. оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета”.
При достижении цели путем решения поставленных задач будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые оценки имущества и обязательств. Созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности” .
Необходимость реформирования бухгалтерского учета и разработки российских стандартов на базе стандартов, существующих в странах с рыночной экономикой, вызвана следующими обстоятельствами:
1. система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях жестко планируемой экономики и система государственного контроля, решавшие только задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения, и реформирующие информацию исключительно для интересов государства, оказались просто неприемлемыми в новых условиях хозяйствования и ведения бухгалтерского учета;
2. реализация программ приватизации, преобразование государственных предприятий, создание совместных предприятий; в общем “изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды предопределили необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета РФ” ;
3. выход предприятий на стандарты в условиях нестабильности экономической ситуации ставит более остро вопрос и требует скорейшего его решения об усовершенствовании нормативной базы бухгалтерского учета в целом;
4. несовершенство налогового законодательства. Постоянные изменения в налогообложении заставляют постоянно вносить изменения в систему бухгалтерского учета. При действующей налоговой системе часть организаций сознательно идет на искажение учетных данных, влияющих на объем реализации, прибыли, а, следовательно, и налогов;
5. резкое расширение функций, выполняемых бухгалтерским учетом, введение коммерческой тайны на многие учетные показатели, придание бухгалтерской отчетности статуса публичной, требует выделения в качестве самостоятельных финансового и управляемого учетов как на Западе, где это было сделано десятки лет назад. “Финансовый отчет должен в основном ориентироваться на получение информации, необходимой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности” . “Управленческий учет призван обеспечить получение внутренней информации, необходимой для управления производством и принятия решений руководством на ближайшую и отдаленную перспективы” ;
6. владение бухгалтером лишь учетной техникой. В условиях современного хозяйствования бухгалтер –должен иметь творческие способности и обширные знания для организации учета. Бухгалтер должен уйти от роли фиксатора происходящих событий и стать прогнозистом;
7. основные российские бухгалтерские документы весьма специфичны и непонятны для зарубежных коллег. У нас, например, отсутствовали такие сугубо рыночные, экономические категории, как нематериальные активы, уставной и добавочный капиталы, резервы распределение дебиторской и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную;
8. несовершенство балансовой информации. У пользователей нашей, российской, бухгалтерской отчетности могли возникать ложные представления о финансовом положении предприятия. Имущество оценивалось по первоначальной стоимости, а дебиторская задолженность без резерва по сомнительным долгам. Создавалась иллюзия, что предприятие обладает мощными основными средствами, на самом же деле могло оказаться, что средства и техника на 80% изношены и практически ничего не стоят;
9. отсутствие принципа начисления в бухгалтерском учете, без которого невозможно определить истинную картину состояния дел на предприятии, так как не зафиксировав доходы и расходы, а так же затраты и именно в тот период, когда они формируются, вне зависимости от фактического перечисления денежных средств, невозможно рассчитать, например, ту массу прибыли, которая в дальнейшем пойдет на выплату дивидендов. В балансе отсутствует представление о таких факторах, как репутация клиентуры, фирмы, лидерство в научных разработках, качество товарного знака;
10. отсутствие системы управления и регулирования института бухгалтерского учета. Прежняя форма исключительно государственного регулирования этой сферы сегодня невозможно, так как множество предприятий и организаций у нас вышли из подчинения или никогда не были в подчинении министерств и ведомств. Конечно, общие правила, основы системы бухгалтерского учета существуют. Но какие конкретные, узкие, специфические нормы должны формулироваться самими бухгалтерами, через систему саморегулирования – Институт профессиональных бухгалтеров.
Важнейшие факторы объясняют целесообразность и вынужденность проведения реформ в области бухгалтерского учета на современном этапе, аспекте того, что “процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России” .
Сложность проведения реформ усугубляется условиями, в которых они проводятся – трудностью перехода к современной системе бухгалтерского учета и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточностью опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных принципов, несовершенство и противоречивость законодательных актов.
Дополнительные трудности и проблемы создает и то, что в РФ вопрос перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности возник спонтанно, без глубоко предварительного изучения. На основании распоряжения председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1992 года “О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики”. Была разработана, с использованием результатов экспериментальных работ, проведенных Госкомстатом и Министерством экономики РФ, специальная Государственная программа перехода на международные стандарты учета и статистики.
“Именно с этого времени в России стало модно проповедовать непригодность национальной бухгалтерской системы для рыночной экономики и требовать срочного перехода на международные стандарты учета и отчетности. И процесс, как говорится, пошел. Сегодня перестройка Российского бухгалтерского учета напоминает плохо организованный, бессистемный, непрерывно идущий ремонт в квартире” .
Ознакомившись с определением и назначением реформ, в следующем параграфе рассмотрим существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского учета и посмотрим возможность их применения.
0 коммент.:
Отправить комментарий