2 авг. 2012 г.

РОЛЬ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА В РАЦИОНАЛЬНОМ ТОВАРОДВИЖЕНИ. АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА.

Рост оптовой торговли, как свидетельствует мировой опыт, определяется следующими значительными тенденциями в экономике: ростом массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных производителей готовой продукции; увеличением объемов производства продукции впрок, а не для выполнения уже заключенных договоров; увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей. Основными функциями оптового предприятия являются: сбыт и его стимулирование, закупки и формирование товарного ассортимента, разбивка крупных партий товаров на мелкие, складирование, транспортировка, финансирование (при предоставлении в отдельных случаях покупателям права оплаты товара после его реализации или при оплате товара до его поставки, а иногда и до его изготовления), принятие риска, информирование о рынке, о конкурентах, новых товарах, динамике цен, услуги по управлению и консультированию. Основные преобразования в организации оптовой торговли в Республике Беларусь направлены на создание конкурентной среды (демонополизация, приватизация), предоставление права ведения оптовой торговли другим юридическим и физическим лицам, создание условий для работы на основе самофинансирования, перестройку деятельности с учетом мирового опыта, т.е. от строгого фондирования к продаже товаров. Концепция структурной перестройки оптовой торговли республики предполагает превращение оптовых структур в саморегулирующиеся системы, способные спрогнозировать события на потребительском рынке, создание разнообразных параллельных оптовых предприятий, снятие препятствий на добровольное выделение из оптовых предприятий структурных подразделений, малых форм организации оптовой деятельности, исключение вмешательства в деятельность опта, снятие ограничений на межрегиональный оборот, создание оптово-розничных фирм. Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения. Главным количественным показателем, позволяющим оценить объемы работы оптового предприятия, является оптовый товарооборот. Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в сферу производственного потребления. Иными словами, при оптовом товарообороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи. Объем товарооборота, его структура, виды и формы товародвижения, предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности. В зависимости от назначения товарных ресурсов, степени завершенности оптовой продажи оптовый товарооборот подразделяется на следующие виды: Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров организациям и предприятиям розничной торговли и общественного питания, расположенным в районе деятельности оптового предприятия, поставки внерыночным потребителям (для промышленной переработки и промышленного потребления, по фондам спецодежды, спецобуви и т.п.) и на экспорт. К оптовой реализации относится также стоимость товаров, поставляемых в розницу по прямым договорам, в том случае, если оптовое предприятие участвует в организации этих поставок, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу. Для оптовой реализации характерно, что она завершает движение товаров в оптовом звене и составляет почти 2/3 валового оптового товарооборота. Внутрисистемный оптовый товарооборот – это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам. Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот – движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот. В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборот делится на:  складской;  транзитный. Складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется: транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуемый) и транзитный товарооборот с участием в расчетах. Иными словами, торговое предприятие участвует в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара. К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:  объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;  объем товарооборота в сопоставимых ценах;  ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб.. проценты);  однодневный объем товарооборота (руб.);  объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;  объем товарооборота на 1 м кв общей площади, в том числе торговой площади;  время обращения товаров, дни оборота;  скорость товарооборота, число оборотов. Повышению показателей товарооборота способствует рациональная организация товародвижения. Организация товародвижения важный элемент деятельности оптового предприятия. На рисунке 1.1 показано место каждого ее элемента в общей системе товародвижения на оптовом торговом предприятии. Правильная организация товародвижения обеспечивает поиск оптимального варианта размещения, хранения и транспортировки товаров с учетом требований рынка за счет минимизации расходов на транспортировку, хранение товарных запасов, ведение складского хозяйства, с учетом их взаимодействия и тех последствий, к которым может привести снижение каждого из указанных видов затрат. Эффективность товародвижения обуславливается также эффективностью управления товарными запасами. Рис. 1.1 С переходом к рыночным отношениям возрастает значение оптимизации объемов и структуры товарных запасов в оптовой торговле в зависимости от специфики регионов, звеньев товародвижения. Управление товарными запасами включает также анализ товарооборачиваемости и обеспеченности товарами, их формирование и размещение. В ходе анализа оптового товарооборота определяется соответствие фактических запасов товаров их потребности в сопоставимом выражении и в днях товарооборота, выявляются причины, оказавшие влияние на отклонения; выясняется в какой мере товарные запасы удовлетворяют спрос потребителей; уточняются причины затоваривания или перебои в поставках и отпуске различных видов товаров, наличия товаров низкого качества. Задачами анализа товарооборота являются:  изучение динамики показателя;  анализ и оценка ассортиментной структуры;  определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;  анализ товарооборачиваемости. Методы анализа:  построение динамических рядов;  использование относительных и средних величин;  сравнение;  индексный метод;  построение трендовых и регрессионных моделей динамики;  цепная подстановка;  балансовая увязка показателей;  построение графиков и др. Анализ товарооборота начинают с определения его объема ( в стоимостном выражении или натуральных показателях) за исследуемый период. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности оптового предприятия намеченной стратегии развития. В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов:  индекс физического объема товарооборота ( Iф );  индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт);  индекс цен (Iц ). Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров и динамику показателя. Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя оказывают влияние два фактора – количество реализованной продукции и динамика цен. Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценивания денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Между рассматриваемыми индексами существует математическая зависимость: Iф = Iт / Iц Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.