21 июл. 2012 г.
Home »
» Налогообложение
Налогообложение
Налоговое регулирование влияет на всю структуру общественного
воспроизводства, способствуя ускоренному накоплению капиталов в наи-
более эффективных отраслях народного хозяйства. Основными инструмен-
тами политики налогового регулирования являются: налоговые льготы
(налоговый минимум, исключение из облагаемой прибыли определенных
статей доходов и расходов и т.д.), скидки и кредиты.
В соответствии с налоговым законодательством, инвестиции в раз-
личные ценные бумаги подвержены различным налогам. Наибольшее влия-
ние на рынок ценных бумаг оказывают следующие налоги: налог на при-
быль, налог на операции с ценными бумагами, налог на добавленную
стоимость, подоходный налог с физических лиц и налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Проанализируем принципы взимания этих налогов и последствия, к
которым может привести изменение налоговых ставок.
Большая часть доходов по ценным бумагам попадает под действие
закона "О налоге на прибыль". Общая схема уплаты налога на доходы по
ценным бумагам приведена ниже.
-------------------------T------T----------T-----T-----------T-------¬
¦ ¦ Биржи¦Брокерские¦Банки¦Предприятия¦Небан- ¦
¦ Виды доходов по ¦ ¦конторы ¦ ¦и организа-¦ковские¦
¦ ценным бумагам ¦ ¦ ¦ ¦ ции ¦ учреж-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ния ¦
+------------------------+------+----------+-----+-----------+-------+
¦ Прибыль, полученная от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сдачи в аренду брокер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ских мест, совершенных ¦ 43% ¦ 43% ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦
¦ на бирже сделок по цен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ным бумагам. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+------+----------+-----+-----------+-------+
¦ Прибыль от посредничес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ких сделок и операций ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦ 43% ¦ 43% ¦
+------------------------+------+----------+-----+-----------+-------+
¦ Дивиденды и проценты по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦акциям,облигациям и пр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦негосударственным ценным¦ --- ¦ --- ¦ 18% ¦ 15% ¦ 15% ¦
¦бумагам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+------+----------+-----+-----------+-------+
¦Доходы от долевого учас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тия в других предприяти-¦ --- ¦ --- ¦ 18% ¦ 15% ¦ --- ¦
¦ях на территории России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+------+----------+-----+-----------+-------+
¦ Доходы по государствен-¦ ¦
¦ным ценным бумагам в ¦ НЕ ОБЛАГАЕТСЯ ¦
¦виде процента и дисконта¦ ¦
L------------------------+--------------------------------------------
Одной из главных льгот при налогообложении доходов по ценным
бумагам является необложение доходов по государственным ценным бума-
гам, что способствует росту популярности этого фондового инструмента
и способствует чрезмерной концентрации финансовых ресурсов на рынке
государственных ценных бумаг и снижению инвестиционной активности в
других секторах рынка ценных бумаг.
Другой льготой можно считать исключение расходов по организации
выпуска ценных бумаг (за исключением аудиторских и рекламных услуг)
из налогооблагаемой базы эмитента. Эта льгота направлена на поддер-
жание и развитие новых и повторных эмиссий преобразованных госу-
дарственных и вновь создаваемых предприятий, что должно способство-
вать развитию рынка негосударственных ценных бумаг.
Трастовые операции и услуги фондовых бирж (комиссионный сбор от
сделок, выручка от предоставления брокерских мест в аренду, плата за
право участия в торгах и информационные услуги) облагается налогом
на добавочную стоимость.
Физические лица уплачивают налог на различные доходы по ценным
бумагам по ставке подоходного налога, установленной в зависимости от
величины совокупного годового дохода. Стоимость ценных бумаг, полу-
ченных гражданами в дар или по наследству не подлежит обложению по-
доходным налогом, но при этом взимается налог на имущество.
Налог по операциям с ценными бумагами оказывает прямое действие
на объект налогообложения и подразделяется на два вида: налог, упла-
чиваемый при регистрации проспекта эмиссии по ставке 0.8% номиналь-
ной суммы выпуска; и налог на операции по купле-продаже ценных бу-
маг, взимаемый с реальной цены сделки.
И, наконец,налогом на содержание жилищного фонда и объектов со-
циально-культурной сферы облагаются следующие доходы профессиональ-
ных участников рынка ценных бумаг: доходы от долевого участия в дея-
тельности других предприятий,дивиденды по акциям, доходы по ценным
бумагам, за сдачу в аренду имущества и помещений, процентные от-
числения от размещения средств на депозитных счетах и за предостав-
ление кредитов при наличии лицензии банка (если не устанавливается
отдельных льгот).
Все эти налоги в той или иной мере воздействуют на участников
рынка ценных бумаг и их инвестиционные возможности, а следовательно
и регулируют рост или замедление активности на фондовом рынке. Повы-
шение ставок налога может привести к сокращению прибыли, остающейся
в распоряжении юридических лиц и, следовательно к снижению их ин-
вестиционных возможностей. В целом это может привести к снижению ак-
тивности на фондовом рынке.А понижение налоговых ставок способствует
увеличению инвестиционного потенциала, но в некоторых случаях может
способствовать развитию инфляционных тенденций, которые являются по-
казателем оторванности рынка капиталов от их доходной базы.
В российской практике налогообложения участников рынка ценных
бумаг в большей мере реализуется фискальная функция налогов, снижая
тем самым стимулирующее воздействие налогообложения. В связи с этим
можно выделить три основные проблемы, которые требуют немедленного
разрешения:
1. В отличие от развитых стран налогообложению подлежит не
только эффективный (реализованный) прирост капитальной стоимости ак-
тивов, но и потенциальный. Например, прирост стоимости ценных бумаг,
деноминированных в иностранной валюте, при пересчете на рубли обла-
гаются налогом независимо от того, был ли получен этот доход от про-
дажи ценной бумаги или же никаких операций с ней не происходило.
2. Ставки налогообложения установлены без учета срока получения
дохода. Как правило, для дохода долгосрочного периода налогообложе-
ние должно быть более льготным,чем для краткосрочных (спекулятивных)
доходов.
3. Законодательная база по налогообложению фондового рынка не
соответствует в целом уровню его развития (прежде всего рынка ценных
бумаг для населения и государственных ценных бумаг).
Своевременное решение указанных проблем позволит наиболее эф-
фективно использовать налогообложение как инструмент государственно-
го регулирования рынка ценных бумаг.
0 коммент.:
Отправить комментарий