30 июл. 2012 г.
Home »
» Методика диагностики самооценки.
Методика диагностики самооценки.
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Бранден утверждает, что большинство семей, в которых мы вырастаем, - по сути, дисфункциональны. Родительское влияние на нашу самооценку очень велико, хотя факторы, от которых она зависит, разнообразны и не сводятся к чему-то одному.
Родители препятствуют нормальному развитию самооценки, когда они передают ребенку сообщение о его или ее "недостаточности"; наказывают или укоряют за выражение "неприемлемых" чувств; насмехаются, относятся к детским мыслям и чувствам как к малоценным и не очень важным; пытаются контролировать ребенка при помощи чувств стыда и вины; чересчур опекают его или ее, затрудняя нормальное обучение и развитие уверенности в себе; растят ребенка вовсе без правил, т.е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающе, в любом случае - тормозящие нормальный рост; отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в его или ее здравомыслии; представляют очевидные факты как нереальные вопреки рациональности ребенка; терроризируют ребенка физическим насилием или его угрозой; превращают ребенка в сексуальный объект; утверждают, что ребенок плох, недостоин, грешен по природе своей.
Самооценка - это:
1. Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами.
2. Уверенность в своем праве быть счастливым, чувство достоинства, права на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.
Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов:
Самоэффективность (ощущение личной эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.
Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.
Наконец, формальное определение - самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья.
Для диагностики самооценки была применена методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.
Данный текст является надежным и информативным спо¬собом самооценки уровня тревожности в данный момент (ре¬активная тревожность как состояние) и личностной тревожно¬сти (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склон¬ность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактив-ная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызы¬вает Нарушения внимания, иногда нарушение тонкой коорди¬нации. Очень высокая личностная тревожность прямо корре¬лирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональ¬ными и невротическими срывами и с психосоматическими за¬болеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чер¬той. Определенный уровень тревожности — естественная и обя¬зательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень “полезной тревоги”.
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оцени¬вающих реактивную и личностную тревожность.
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
В опросе приняли участие 14 человек, обучающихся на 3 курсе специальности “бухгалтерский учет и аудит”.
Результаты опроса следующие предоставлены в таблице 6.
Степень тревожности Количество человек В %
Низкая 3 21,4
Умеренная 9 64,3
Высокая 2 14,3
Таблица 6. Результаты диагностики самооценки.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в “лучшем свете”.
В данном исследовании опрошенных со значительными отклонениями от уровня умеренной тревожности не наблюдалось.
0 коммент.:
Отправить комментарий