17 июл. 2012 г.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.[5, c. 47]. Содержание общения может быть различным: 1) передача (от человека к человеку) информации; 2) восприятие друг друга; 3) взаимооценка партнёрами друг друга; 4) взаимовлияние партнёров; 5) взаимодействие партнёров; 6) управление групповой или массовой деятельностью и т. д. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику): - инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определённого действия); - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); - самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.); Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить: экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализация (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смыловые пласты. Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся: - коммуникативная активность в группе общения; - интенсивность действий в общении; - инициативность в общении; - технико-коммуникативное мастерство общения. Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек в общение. Манера общения определяется: - тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным); - поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью); - дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной). Дистанция в общении определяет характер отношения партнёров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная – на интеллектуально-демонстрационный характер общения. Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере. Стиль общения - это индивиндуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей человека; - сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами; - психологическая или социальная индивидуальность человека; - особенности партнёра по общению. Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества. Наиболее распространены следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.