24 июл. 2012 г.
Home »
» Организационная структура кредитной функции
Организационная структура кредитной функции
Не существует универсальной для всех банков модели организации кредитной функции. Обычно банки создают крупные организационные единицы. Кроме того, банки выделяют персонал для наблюдения за всеми аспектами кредитного процесса, начиная от обработки заявки клиента о получении кредита и заканчивая его погашением. В их обязанности входят:
* выработка кредитной политики и методов работы;
* организация системы одобрение кредитов;
* создание функции управления кредитным портфелем;
* выработка требований к кредитной документации;
* подготовка персонала для работы в области кредитования;
* проведение кредитных обзоров с целью выявления проблемных кредитов и слежения за процессом их спасения.
Эти отделы часто называют отделами кредитной политики и наблюдения. Они не предоставляют кредиты.
Отделы и кредитования являются создателями основных активов банка - его кредитов. Функциональное деление этих отделов обычно таково: кредитование корпораций, розничное и потребительское кредитование, малого бизнеса и кредитование на международном уровне. Каждый из этих основных отделов может быть сегментирован еще дальше. Например, отдел кредитования корпораций можно разделить по регионам (местный и национальный), по размеру (средние и крупные корпорации) и по сфере деятельности (страхования, банки-корреспонденты и энергетика). В развивающихся странах кредитование обычно осуществляется через сеть филиалов, хотя в некоторых случаях, например когда в столице сосредоточено значительное число заемщиков, отделы кредитования создаются при головной конторе.
Управление отделом кредитования осуществляется руководителем отдела. Чаще всего, старшие сотрудники, ответственные за ведение дел отвечают за определенную группу сотрудников по кредитованию или за определенные сегменты рынка. Кредитующие сотрудники непосредственно посещают клиентов. Как уже было сказано выше, сотрудники кредитного отдела ложны быть продавцами и высокопрофессиональными финансистами. Деловое посещение - это искусство и сотрудники кредитного отдела лучше понять сферу деятельности клиента и рынок, на котором он работает. Кроме того, сотрудники должны определить финансовые потребности клиента и выработать пакет соответствующих кредитных инструментов. Во многих банках руководители отделов следят за подготовкой планов посещения клиента и за их успехом через полученные от сотрудников отчеты. Как правило, для одночасового посещения требуется 3 часа подготовки к нему.
Старшие сотрудники кредитного отдела, которые есть как на уровне отдела, так и на уровне старшего руководства является специалистами по кредитованию, которые оказывают поддержку другим сотрудникам кредитного отдела и его руководства. Как консультант, старшие сотрудники кредитного отдела дают советы по вопросам структуры кредитного инструмента и выбору оптимального продукта. Старшие сотрудники кредитного отдела также могут разъяснить другим сотрудникам кредитного отдела существующую в банке кредитную политику. Обычно старшие сотрудники кредитного отдела являются председателями кредитных комитетов. Они обычно являются вторыми после руководителей одела (или даже равны им) сотрудниками, имеющими право одобрять предоставление кредитов. Старшие сотрудники кредитного отдела руководят процессом планирования кредитного портфеля по средствам предоставления рекомендаций об уровнях и областях концентрации кредитов. Окончательно решают эти вопросы руководство отдела, но при этом оно в значительной мере полагается на суждения старших сотрудников кредитного отдела.
Одно из самых важных обязанностей старших сотрудников кредитного отдела является наблюдение за качеством кредитного портфеля. Старшие сотрудники кредитного отдела наблюдают за проведением периодических проверок клиентов и их кредитных линий с тем, чтобы удостовериться в своевременности проведения этих проверок и кредитоспособности клиентов. Если тот или иной кредит представляется проблемным, то старшие сотрудники кредитного отдела - это первый уровень, на котором рассматривается этот кредит.
Функцию поддержки в оказании помощи сотрудникам кредитного отдела в подготовке кредитной документации осуществляет юридический отдел.Большая часть этой работы автоматизирована - банки разрабатывают и заносят в компьютер стандартные формы этой документации. Эти стандартные формы при необходимости могут быть модифицированы. Обычно сотрудники кредитного отдела хорошо знают эти формы; если же у них возникают какие-либо вопросы или сомнения, они могут обратиться в отдел кредитной документации. Сотрудники кредитного отдела не должны вносить каких бы то ни было изменений в стандартные формы без согласия на то отдела кредитной документации: казалось бы, без обидные статьи, которые клиент хочет внести в документацию или исключить из нее, могут существенно ослабить способность банка добиться выполнение заемщиков условий этого контракта.
Функция контроля кредитной документации заключается в проведении проверок адекватности и полноты всех документов, подтверждении права подписи подписавшего документа лица, обеспечении соответствия содержания документов решением правления банка, и т.д. Прежде, чем кредит будет выдан или внесен в книги учета, может быть потребовано одобрение отдела кредитной документации. Если документация неудовлетворительна, то сотрудник кредитного отдела, отвечающий за данный кредит, прежде, чем кредит будет выдан, должен будет получить специальное разрешение от старшего сотрудника кредитного отдела. Руководители кредитных отделов должны получать ежемесячно списки нестандартной документации с указанием сроков ее пребывания в этих списках - т.е. 30, 60, 90 и более 90 дней. Руководители кредитных отделов должны проверять эти списки и докладывать ежемесячно о принятых решениях группам по кредитной политики и кредитным обзорам.
При помощи кредитных обзоров сотрудники кредитного отдела оценивают качество кредитного портфеля, чтобы выявить как можно быстрее проблемные кредиты и подтвердить правильность существующей классификации кредитов. Кроме того, в кредитных обзорах оценивается качество кредитного процесса в кредитном отделе и его соответствии политики банка.
Хороший отдел кредитования будет систематически проводить анализ кредитного портфеля. Для эффективного проведения этого анализа, отдел кредитования устанавливает минимальные размеры подлежащих рассмотрению кредитов и вырабатывают стандартную методологию. Эффективная система управления кредитными рисками сочетает в себе независимый обзор кредитов с выявлением сотрудниками проблемных кредитов. Обычно сотрудник кредитного отдела вследствие частых контактов с заемщиками должен уметь выявить потенциально проблемные кредиты как можно раньше.
0 коммент.:
Отправить комментарий