26 июл. 2012 г.

МИРОВАЯ БАНКОВСКАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КРЕДИ- ТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. В нашей банковской практике до кредитной реформы 1930-1932 гг. кредитоспособность трактовалась как прису- щее лицу умение, т.е. желание, соединеное с возможностью оправ- дать оказанное доверие, исправно выполнять принятый на себя долг, своевременно погасить выданное обязательство.1) Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике яв- лялась и является одним из основных обьектов оценки при определе- нии целесообразности и форм кредитных отношений. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижи- мое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств в ходе процесса производства и обра- щения. Еще в конце XIX в. Н.Х. Бунге в работе "Теория кредита" при- водит высказывание французского банкира Ло: " Оказывая доверие, мы обращаем внимание на их (клиентов) честность - она убеждает нас в том, что мы не будем обмануты; на их искусство - оно дает нам надежду, что они не обмануться в расчетах; на их род занятий - этим определяется надежда на процент, который мы ожидаем". Следует также отметить, что если Н.Х. Бунге связывал креди- тоспособность с наибольшей неподвижностью капитала и считал га- рантией возврата долга вложение средств в недвижимость, то многие экономисты придерживались иной позиции. В качестве основы креди- тоспособности они рассматривали способность заемщика заработать средства для погашения ссуды в ходе нормального кругооборота фон- дов. Например, В.П. Косинский подчеркивал:"Кредитоспособность из- меняется теми условиями, которые гарантируют, что капитал будет воспроизведен, а не погибнет". Я несовсем согласна с позицией Н.Х. Бунге, поскольку для того, чтобы погасить кредит и проценты по нему капитал должен быть вложен в основном в ликвидные активы, приносящие доход (такие, как быстрореализуемый товар, ценные бу- маги первоклассных эмитентов). Если же капитал будет вложен в недвижимость, то в экстремальных условиях предприятие не сможет быстро высвободить средства для погашения своих обязательств. Хо- тя если продавать недвижимость в течение большего периода време- ни, то можно получить большую сумму. Недвижимость можно приобре- тать в условиях сильной инфляции, так как это будет гарантировать капитал от обесценения. В этих же условиях для обеспечения возв- рата ссуды целесообразно использовать залог, в том числе и ипоте- ку. Поэтому,по нашему мнению кредитоспособность заемщика основы- вается на моральных качествах клиента и его способности воспроиз- вести авансированные средства для погашения долга. При оценке финансовой устойчивости клиента используется тер- мин платежеспособности. Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. Оценивается она на основе системы показа- телей, которые отражают размещение и источники оборотных средств, результаты хозяйственно-финансовой деятельности заемщика. Выбор показателей зависит от типа экономики, степени развития рыночных отношений, особенностей построения баланса и других форм отчет- ности клиентов, их отраслевых особенностей, формы собственности. Например, Болгарский Народный банк (Центральный Банк Болгарии) измеряет платежеспособность в днях оборота просроченного долга. В нашей стране при системе централизованного планового управ- ления экономикой банк при оценке финансовой устойчивости клиента, при разделении на "хорошо" и "плохо" работающих, т.е. при опреде- лении их кредитоспособности, руководствовался в основном показа- телями выполения плана, учитывая одновременно и характер размеще- ния оборотных средств. К сожалению, критерий финансовой устойчи- вости клиента уступал место критерию нродохозяйственной необходи- мости поддержания данного вида производственной деятельности, когда решался вопрос о возможности и режиме кредитования. В усло- виях рыночной экономики на первое место выдвигается кредитоспо- собность клиента. Банки с развитой рыночной экономикой применяют сложную систе- му большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференциирована в зависимости от характе- ра заёмщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также мо- жет основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиента. Так, Мировой банк использует следующую систе- му финансовых коэффициентов, состоящую из пяти групп: I. Коэффициенты ликвидности. Показывают способность фирмы отвечать по своим краткосрочным обязательствам. 1. Коэффициент Текущие активы текущей = ------------------------ ; ликвидности (%). Текущие пассивы (Покрытия). (обязательства). Текущие активы = Наличные деньги + дебиторы-нетто (дебиторы - резерв на покрытие ненадежных долгов) + запасы + прочие активы. Обязательства = Краткосрочные кредиты + расчеты по оплате + расходы на долгосрочный кредит в текущем году + прочие текущие пассивы. Наличность + ликвидные ценные 2. Коэффициент бумаги + счета к получению "быстрой" (дебиторы). ликвидности (%).= -------------------------------. Текущие пассивы (обязательства) II. Коэффициенты эффективности или активности (показатели оборачиваемости). Показывают, насколько эффективно фирма использует свои активы для генерирования продаж. Чистые счета к получению 1. Счета к получению (дебиторы - нетто). (дебиторы) в днях = --------------------- ; оборота. Однодневные продажи (или чистые продажи/365 дн.) Чистые продажи = Выручка в части трудовых затрат, сырьё, топ- ливо, часть косвенных расходов. Запасы (средняя величина). 2.а) Запасы в днях = --------------------------- ; оборота. Издержки по проданной продукции / 365 дней. Издержки по проданной б) Оборот запасов продукции / 365 дней. раз = ------------------------- ; Запасы (средняя величина). Обьём продаж (выручка от 3. Оборачиваемость реализации). основных средств. = -------------------------- ; Чистые основные средства (нетто). 4. Оборачиваемость Обьём продаж активов. = ---------------- . Активы III. Коэффициенты финансового левеража. Показывают способность фирмы отвечать как по краткосрочным, так и по долгосрочным обязательствам. 1. Задолженность Задолженность всего к активам = -----------------------; (LEV), % Активы всего 2. Задолженность Задолженность всего к капиталу = --------------------------; (DE), % Капитал акционерной фирмы 3. Задолженность Задолженность всего к оборотным = -------------------------------- ; активам Материальные оборотные средства Материальные оборотные средства = Акционерный капритал - Гуд- вилл. Гудвилл = Разница между ценой покупки и реальной ценой компа- нии. IV. Операционные коэффициенты или коэффициенты прибыльности. Показывают эффективность работы фирмы посредством отношения обьёмов продаж и прибылей к обьёмам продаж, активам и собственно- му капиталу. а) Показатели, характеризующие норму доходности. 1. Общая Валовая прибыль рентабельность = --------------------------- ; (%). Чистые продажи Чистые продажи = Обьём продаж - издержки на проданные товары - износ основных средств. 2. Чистая операционная Чистая операционная прибыль рентабельность, % = ---------------------------; Чистые продажи Чистая операционная прибыль = Валовая прибыль - администра- тивные и другие общие расходы - проценты +(-) прочие доходы и расходы - налоги. Чистая прибыль (после уплаты 3. Рентабельность налогов). чистой прибыли,% = -------------------------- . Чистые продажи. б) Норма прибыли на активы. 1. Прибыль к Чистая прибыль активам, % = ----------------; Активы 2. Прибыль к Чистая прибыль чистому = ------------------- ; капиталу,% Чистый капитал фирмы (акционерный капитал). 3. Прибыль к обычному Чистая прибыль акционерному = -------------------- . капиталу,% Сумма обычных акций фирмы. V. "Рыночные" коэффициенты. Отражает рыночную финансовую оценку капитала фирмы. Чистая прибыль, распределяемая 1. Доход на как дивиденд по обычным акциям акцию. = ------------------------------- ; Среднее количество простых акций 2. Дивидендный Годовой дивиденд на 1 акцию. доход. = ------------------------------; Средняя рыночная цена 1 акции. 3. Выплаты к Наличный дивиденд на 1 акцию. резерву. = ------------------------------; Дивиденд на 1 акцию. 4. Отношение цены Рыночная цена 1 акции. к доходу на 1 = ---------------------- ; акцию. Доход на акцию. 5. Отношение рыночной Рыночная цена 1 акции. и учетной цены = ---------------------- . акции. Оценка акции в учете компании. Можно выделить еще одну группу коэффициентов. Это коэффициен- ты обслуживания долга. К ним относится коэффициент покрытия про- центов. Прибыль до уплаты процентов 1. Покрытия процентов и налогов. (раз). = --------------------------; Проценты. Изложенная система коэффициентов модифицируется в разных странах, используется разный набор финансовых коэффициентов, раз- личаются методики расчета различных коэффициентов, используются различные термины при обозначении коэффициентов. Различие связано также с классификацией активов по степени ликвидности. Наиболее широко принята следующая система классификации ликвидных активов. Например, Американскими коммерческими банками выделяются сле- дующие группы ликвидных активов. 1) Краткосрочные ценные бумаги федерального правительства, такие, например, как казначейские векселя, обычно считаются высо- коликвидными, поскольку рыночные цены этих бумаг лишь незначи- тельго меняются изо дня в день, а также потому, что они могут быть без труда проданы на финансовых рынках, причем издержки со- вершения сделки будут весьма невелики. Однако, в отличие от де- нег, эти активы не являются совершенно ликвидными. 2) Акции и долгосрочные облигации, выпущенные в обращение частными корпорации, обладают меньшей ликвидностью, чем краткос- рочные ценные бумаги федерального правительства. Цены этих акти- вов значительно сильнее изменяются с течением времени, и плата, взимаемая за совершение сделок с подобными бумагами, несколько выше. Такие активы обладают промежуточным или средним уровнем ликвидности. 3) Недвижимость (например, дом, ферма, магазин) чрезвычайно неликвидна. Рыночные цены на недвижимость очень изменчивы и их трудно предсказать до совершения сделки. Поиски покупателя дома или земельного участка зачастую занимают многие месяцы, а издерж- ки на совершение сделки (гонорары брокеров, реклама, плата за юридическое оформление) могут быть весьма велики. Хотя совершенная ликвидность денег делает их идеальным средс- твом накопления на протяжении коротких периодов времени. деньгам присущ тот недостаток, что владельцу денежных активов часто при- ходится жертвовать тем доходом, который мог быть получен при ис- пользовании менее ликвидного актива. Наличные деньги, помещенные на некоторые виды банковских счетов, не приносят собственнику ни- какого процентного дохода.В периоды быстрой инфляции деньги как средство накопления теряют свою привлекательность несмотря на их высокую ликвидность. Если на рубль можно будет купить все меньшее количество товаров, то люди захотят хранить стоимость в денежной форме в течении очень коротких периодов времени. Федеральные резервные банки используют следующую классифика- цию ликвидных активов: Ликвидные активы 1 класса: 1. Наличные деньги 2. Трансакционные депозиты в том числе: - Вклады до востребования - Прочие чековые депозиты Ликвидные активы 2 класса: 1. Взаимные фонды денежного рынка 2. Депозитные счета денежного рынка 3. Сберегательные вклады 4. Срочные вклады 5. Однодневные соглашения об обратном выкупе 6. Однодневные займы в евродолларах и прочее Ликвидные активы 3 класса: 1. Недвижимость. Трансакционные депозиты - это такие депозиты, средства с ко- торых могут быть переведены другим лицам в виде платежей по сдел- кам, осуществляемым с помощью чеков или электронных денежных пе- реводов. Вклады до востребования - это вклады, не приносящие процента. но позволяющие их владельцам пользоваться чеками и электронными переводами. Другие чековые депозиты отличаются от вкладов до востребова- ния тем, что приносят процент. Взаимные фонды денежного рынка - независимые финансовые пос- редники, которые продают деньги для покупки краткосрочных ценных бумаг с фиксированным процентом. Почти вся прибыль от этих ценных бумаг (за вычетом небольшой платы за услуги) переходит к владель- цам титулов собственности. Поскольку покупаемые ценные бумаги имеют очень устойчивую номинальную стоимость, фонды могут гаран- тировать, что стоимость одного титула собственности будет посто- янной (и равной 1 доллару). Взаимные фонды денежного рынка пре- доставляют их акционерам ограниченные возможности для полбзования чеками и электронными переводами, но на практике эти фонды гораз- до реже используются для совершения платежей, чем обычные тран- сакционные депозиты. Депозитные счета денежного рынка - специальные вклады в депо- зитных институтах, сходные с взаимными фондами денежного рынка. Сберегательные вклады - приносящие процент вклады в депозит- ных институтах, средства из которых могут быть изьяты без штрафа в любой момент; эти вклады не предоставляют их владельцам прав на пользование чеками. Появление в последние годы специальных бан- ковских автоматов, позволяющих иметь круглосуточный доступ к де- позитным средствам, помещенным на сберегательные вклады, повысило ликвидность этих активов. Срочные вклады - приносящие процент вклады в депозитных инс- титутах, средства из которых могут быть изьяты без штрафа только по истечении установленного в договоре периода. На практике, штрафы за преждевременное изьятие вклада не очень велики, что де- лает эти вклады почти такими же ликвидными, как сберегательные. Однодневные соглашения об обратном выкупе - краткосрочные ликвидные активы, предоставляющие собой договоры о согласии фирмы или частного лица купить у финансового учреждения ценные бумаги, с тем, чтобы перепродать их обратно на следующий же день по зара- нее оговоренной цене. Однодневные займы в евродолларах - краткосрочные ликвидные активы, аналогичные соглашениям об обратном выкупе, служащие для операций с долларовыми фондами, находящимися на балансах депозит- ных институтов вне США. Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока: 3) 1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности; 2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, при- нятых отдельными коммерческими банками; 3) использование для оценки кредитоспособности данных карто- теки Банка Франции. При оценке предприятия банк интересуется следующими вопроса- ми: - характер деятельности предприятия и длительность его функ- ционирования; - факторы производства: а) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность, возраст руководителя, на- личие у него преемников, частота передвижения управленцев по ра- бочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотноше- ние оплаты труда и добавленной стоимости); б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амор- тизируемых средств, уровень инвестиций); в) финансовые ресурсы; г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла на- ходится выпускаемая продукция, является ли предприятие монополь- ным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, сте- пень освоения приёмов и методов маркетинга). Баланс коммерческого банка включает статьи актива, статьи пассива и счет результатов деятельности. В активе баланса при анализе выделяются три составные части: иммобилизованные активы (основные фонды), оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бума- ги). Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (овердрафт, учет векселей). На основе счета результатов деятельности определяются следую- щие показатели: табл.1 ------------------------T--------------------------------¬ ¦ Показатель ¦ Метод определения ¦ +-----------------------+--------------------------------¦ ¦Выручка от реалиазации.¦ ¦ +-----------------------+--------------------------------¦ ¦Валовой коммерческий ¦Выручка от реализации минус ¦ ¦доход или коммерческая ¦стоимость приобретенных товарно-¦ ¦маржа (ВД). ¦материальных ценностей и готовых¦ ¦ ¦изделий. ¦ +-----------------------+--------------------------------+ ¦Добавленная стоимость ¦ВД минус эксплуатационные расхо-¦ ¦ (ДС). ¦ды (административные, на субпод-¦ ¦ ¦рядчиков). ¦ +-----------------------+--------------------------------¦ ¦Валовой эксплуатацион- ¦ ДС минус расходы на зарплату, ¦ ¦ный доход (ВЭД). ¦минус расходы на зарплату, минус¦ ¦ ¦оплата отпусков. ¦ +-----------------------+--------------------------------¦ ¦Валовой эксплуатацион- ¦ ВЭД минус уплата процентов за ¦ ¦ный результат (ВЭР). ¦ кредит плюс доход от вложения ¦ ¦ ¦ средств в другие предприятия и ¦ ¦ ¦ минус отчисления в фонд риска. ¦ +-----------------------+--------------------------------¦ ¦Прибыль, которая может ¦ ВЭР минус прибыль, распределяе-¦ ¦быть использована для ¦ мая между работниками предприя-¦ ¦самофинансирования (СФ)¦ тия и минус налоги на прибыль. ¦ +-----------------------+--------------------------------¦ ¦Чистая прибыль (П). ¦ СФ плюс или минус случайные до-¦ ¦ ¦ ходы (расходы) минус амортиза- ¦ ¦ ¦ ция недвижимости. ¦ L-----------------------+--------------------------------- Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расче- та коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показате- лей (анализ денежного потока предприятия). Предметом анализа яв- ляются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженнос- ти и собственных средств, соотношение стабильных собственных ре- сурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопос- тавляются с данными сводного баланса, который составляется на ос- нове балансов однородных предприятий. Одним из основных направле- ний анализа данных баланса является определение банковского рис- ка. Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества пот- ребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе по- казателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчета с поставщиками. В качестве одного из вариантов частной методики оценки креди- тоспосбности клиента коммерческим банком можно привести методику банка Credit Lione. Эта методика построена на оборотных данных клиента, содержащихся в счете результатов. Методика представляет собой систему оценки, построенную на пяти коэффициентах: ВЭД К1 = ------- ; ДС Этот коэффициент характеризует соотношение Валового эксплуа- тационного дохода и Добавленной стоимости. Из таблицы 1 видно, ВЭД и ДС различаются на величину трудовых затрат. К1 показывает какая часть вновь созданной стоимости использована на внутренние нужды предприятия (на оплату труда в различных формах). Чем боль- шая часть ДС используется для внутренних нужд, "проедается" предприятием, тем меньше остаётся средств для дальнейшего разви- тия предприятия. Финансовые расходы К2 = -------------------- ; ДС Данный коэффициент показывает, какая часть вновь созданной стоимости использована для покрытия финансовых издержек (процен- тов и налогов). Капиталовложения за год К3 = ------------------------- ; ДС К3 отражает, какая часть ДС использована для технического пе- ревооружения предприятия. Долгосрочные обязательства К4 = --------------------------- ; ДС К4 показывает, в течение какого срока могут быть погашены долгосрочные долговые обязательства за счет добавленной стоимос- ти. Поэтому этот коэффициент используется для оценки правомернос- ти сроков долгосрочных ссуд клиентам. Чистое сальдо наличности К5 = --------------------------- . Оборот К5 характеризует происхождение остатка средств на расчетном счете. Для нашей практики можно использовать коэффициенты К1, К2 и К5. Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. К этому итогу добавляются лите- ры А, Б, С и Д в зависимости от достаточности собственного капи- тала. Достаточность собственного капитала оценивается на основе соотношения собственного капитала и добавленной стоимости. Норма указанного соотношения - 20%. Сумма баллов и литер определяют уровень кредитоспособности клиента. Учитываются также и данные картотеки Банка Франции. Эта кар- тотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. Каждой группе присваивается определенная буква, литер (от А до К). Второй раз- дел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котиров- ка осановывается на изучении финансовой ситуации и рентабельнос- ти, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка длит предприятия на 7 групп, которым присваи- ваются шифры от 0 до 6. Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособ- ности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависи- мости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на тир группы, которым присваиваются шифры 7,8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в де- нежных средствах в течении года. Шифр 8 дается при временных зат- руднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ста- вят под серьёзную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпромети- рована. Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучте- ны или нет в Банке Франции (подпись предприятия признается Банком Франции, или признание подписи отложено до рассмотрения дальней- шей отчетности). Методики оценки кредитоспособности клиента дифференцированы в зависимости от характера клиента (его отраслевой принадлежности, форм собственности), различные для фирм и частных лиц. Например, во Франции оценка кредитоспособности при выдаче потребительского кредита отличается от подхода к изучению кредитоспособности предприятий, изложенного выше. Таким образом, для стран с развитой рыночной экономикой ха- рактерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам мето- дики оценки кредитоспособности клиентов. Эта дифференциация соче- тается с единым принципиальным подходом к оценке кредитоспособ- ности, который регулируется Центральным банком. Методики опреде- ления кредитоспособности могут основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности; учитываются особенности построения отчетности предприятий.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.