19 июл. 2012 г.
Home »
» Определение процесса коммуникации
Определение процесса коммуникации
Существует достаточно большое количество определений коммуникации. В зависимости от точки зрения, занимаемой тем или иным ученым, коммуникация это:
• передача информации с целью получить ответ;
• координация значений между индивидом и аудиторией;
• обмен информацией о идеях или переживаниях;
• обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил;
• достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря, достижение взаимопонимания;
• чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем-либо;
• передача информации от одного человека или группы другому человеку или другой группе;
Имеются даже определения того, чем коммуникация не является: "Коммуникация не есть только передача информации от источника во вне; этот процесс лучше понимать как воссоздание информационных идей посредством ключевого символа или темы".
Во всех приведенных дефинициях можно выделить общие черты, например, подчеркивается идея обмена - информацией, идеями, переживанием, опытом и т.д. Для нас важно помнить черты трансакционизма, чтобы дать определение коммуникации. С точки зрения этих черт, основные черты коммуникации состоят в том, что люди: а)
осознают объекты; б) интерпретируют их; в) конструируют смысл
(значение); г) действуют сообразно смыслу, выражая его. Поэтому
коммуникация может быть определена как процесс, используемый людьми для того, чтобы выразить смысл образа мира, в котором они живут и действуют, и иметь возможность обмениваться значимыми для себя образами посредством различных символов.
Кроме того, процесс коммуникации:
• динамичный - это процесс постоянного создания смыслов;
• протяженный во времени - это не единичный акт, а непременное условие взаимодействия, не имеющее ни начала, ни конца;
• циркулярный - нет линейной последовательности взаимодействий; люди вовлечены в целый круг разнообразных коммуникаций;
• неповторяемый - поскольку постоянное воссоздание смыслов приводит к изменениям индивидуальных образов мира;
• необратимый - сделанное сообщение не может быть возвращено от того, кто принял его;
• сложный - осуществляется во многих контекстах и на многих уровнях: внутриличностном, межличностном, организационном, социальном, культурном.
Кроме этого следует учесть еще следующее. Любое действие, совершаемое человеком в присутствии других (даже молчание, избегание контакта глаз или уход) имеет ценность сообщения. Иными словами, любое действие, которое человек может осознать, интерпретировать, наделить смыслом и использовать для создания впечатления или образа, имеет отношение к процессу коммуникации. Никто не может не вступать в этот процесс, находясь в присутствии других.
0 коммент.:
Отправить комментарий