17 июл. 2012 г.

Феномены сохранения и забывания

К числу феноменов забывания и со¬хранения материалов в памяти относится зависимость между тем материалом, ко¬торый запоминается, и тем, который пре¬подносится для запоминания вскоре по¬сле него. Так, иногда после урока математики по расписа¬нию может идти урок физики. В этом случае физика с ее математическими формулировками выступает как тормоз усвоения математического материала, так же строящегося на основе многочисленных формул. Подобный феномен именуется интерференцией. Еще Эббингаузом был открыт феномен памяти, который впоследствии был обозначен как эффект края. В дальней¬шем данные Эббингауза получили экспериментальное под¬тверждение в работе других психологов. Так, выяснилось, что из расположенного в ряд заучиваемого материала эле¬менты, находящиеся в начале и конце, запоминаются быст¬рее, чем элементы, находящиеся в середине. Фактически одним из вариантов эффекта края в психологии выделяется эффект первичности. Установлено, что вероятность сохра¬нения в памяти нескольких первых по порядку элементов более высока но сравнению со средними элементами. Один из наиболее известных феноменов забывания и сохранения в памяти получил название эффект или фено¬мен Зейгарник, по имени российского психолога Б.В.Зейгарник, выяснившей достоверность предположения ее на¬учного руководителя, известного немецкого психолога К.Левина. Экспериментально было установлено, что коли¬чество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество подлежавших запоминанию завер¬шенных задач. Эффект Зейгарник впервые был открыт и изучен в 20-е годы нашего столетия. Однако в дальнейшем экспериментальная проверка, в целом подтвердив его справедливость, внесла поправки, которые необходимо учи¬тывать при общей характеристике этого феномена мнемической активности. Выяснилось, что при очень сильной заин¬тересованности лучше запоминаются завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации - прерванные задания. Выявление феноменов интерференции в процессах памяти, эффектов края и первичности, а также феномена Зейгарник не исчерпывает исследования особенностей сохранения в памяти прошлого с помощью опытов, препятствующих его забыванию. Однако чтобы запоминание было в достаточной степени продуктивным, необходимы специальные волевые усилия, которые могут привести к воспроизведению и узна¬ванию всего того, что важно для человека в его практиче¬ской деятельности.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.