9 апр. 2012 г.

Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.

Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл производства продукта может состоять из нескольких различ¬ных технологических операций, за каждую из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными участ¬ками производства (центрами ответственности). Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Такой подход к учету затрат известен как учет затрат по центрам ответственности за расходованием средств. Он основан на принципе выделения зон ответственности согласно организационной структуре фирмы. Эти зоны называются центрами ответственности. Центр ответственности может быть определен как сегмент (участок) организации (предприятия), ме¬неджер которого индивидуально отвечает за его работу. Существует три типа центров ответственности. • Центр затрат, где менеджеры несут ответственность за расходы, которые они контролируют. • Центр прибылей, где менеджеры ответственны за доход от продаж и за расходы; например, подразделение компании, несущее ответственность за продажи и производство продукта. • Центр инвестиций, где менеджеры, как правило, ответственны за доходы от продаж и за расходы, а также за принятие инвестиционных решений, оказывая тем самым влияние на размер инвестиций. Регулируемые и нерегулируемые затраты и доходы Затраты и доходы, регистрируемые по центрам ответственности, классифицируются как регулируемые и нерегулируемые менеджером центра ответственности. Все затраты регулируемы на определенном управлен¬ческом уровне. Например, высшее руководство организации имеет право распоряжаться всеми средствами производства организации и увеличи¬вать или сокращать число нанимаемых менеджеров. Однако не все затра¬ты могут регулироваться на низшем уровне управления, поэтому есть необходимость в том, чтобы бухгалтер, составляя отчеты об исполнении сметы по центрам ответственности, подразделял затраты на регулируе¬мые и нерегулируемые. Если не классифицировать затраты по этим двум категориям, то будет довольно трудно дать оценку управленческой дея¬тельности менеджера. Кроме того, менеджеры могут быстро потерять интерес к осуществлению контроля над затратами и их регулированию, если они обнаружат, что их работа оценивается по статьям затрат, кото¬рые находятся вне сферы их компетенции. Регулируемые затраты логически являются предметом регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности которого связана с этими затра¬тами. В противном случае затраты должны вполне определенно классифи¬цироваться как не регулируемые со стороны менеджера данного центра от¬ветственности. Подразделив затраты таким образом, необходимо провести детальный анализ регулируемых затрат для того, чтобы менеджер центра ответственно¬сти и руководитель, стоящий над ним, могли точно определить затраты, данные о которых расходятся с плановыми. Данный образец представляет собой типичный отчет об исполнении сметы, который может быть представлен менеджеру центра ответственности. Таблица 1 Сметные затраты, руб Фактические затраты, руб Отклонение от сметы, руб Регулируемые затраты: Основные материалы 16500 15300 1200 Труд основного персонала 21000 22000 (1000) Труд вспомогательного персонала 3000 3200 (200) Горючее 800 1000 (200) Вспомогательные материалы 400 500 (100) Канцелярские товары 300 280 20 ИТОГО 42500 42680 (180) Нерегулируемые затраты: Заработная плата 14000 14000 0 Амортизация 5000 5000 0 Страхование 2000 2200 (200) ИТОГО 21000 212000 (200) Таблица 1 Детальный анализ затрат ЗАО «ФИПАК» В этом отчете регулируемые затраты классифицированы по различным важным категориям расходов. При этом подчеркивается отличие между сметными показателями и фактическими результатами. Разни¬ца между сметными и фактическими затратами, называется отклонением от нормативных (сметных) затрат. В некоторых случаях может потребоваться более де¬тальный анализ регулируемых затрат. Например, иногда следует прибегнуть к анализу, как труда основных производственных рабочих, так и основных материалов по категориям работ и различным типам используемых материа¬лов соответственно. Динамика затрат Классификация затрат по такому параметру, как динамика в зависимости от изменения объема (уровня) производства, представляется также очень важной для осуществления контроля и регулирования. Предположим, что в структуру регулируемых затрат по данному центру ответственности включаются только перемен¬ные затраты. Сметная сумма затрат на единицу произведенной продук¬ции составляет 1 руб, и по смете запланирован на следующий период вы¬пуск 400 ед. продукции. Фактический объем производства на данный пе¬риод составил 500 ед. при фактических затратах 480 руб. Данные ЗАО «ФИПАК», представленные ниже, со¬держит два возможных варианта отчета об исполнении сметы, состав¬ленных при помощи двух методов. А) Неправильный метод Б) Правильный метод Сметные затраты, руб Фактические затраты, руб Сметные затраты, руб Фактические затраты, руб Переменные затраты 400 480 Переменные затраты 500 480 Согласно неправильному методу сравниваются фактические затраты на выпуск 500 ед. продукции со сметными затратами на 400 ед. Вполне очевидно, что здесь сравниваются неадекватные случаи (разные объемы производства), и поэтому такой путь не может быть использован для оценки работы менеджера по контролю и регулированию затрат. Факти¬чески данный вариант отчета об исполнении сметы показывает, что ме¬неджер действовал крайне неудачно при контроле за затратами и их ре¬гулировании. На самом же деле это совсем не так. При помощи пра¬вильного метода сравниваются фактические затраты на 500 ед. продукции со сметными затратами на 500 ед. продукции и четко показывается, что действия менеджера по контролю за затратами и их регулированию были вполне успешными. При осуществлении контроля и регулирования затрат важ¬но сравнивать фактические и сметные затраты для одного и того же объема выпуска продукции. Для этого полные затраты должны быть сначала разде¬лены на постоянные, переменные, полупостоянные и полупеременные, что¬бы можно было привести сметные затраты к реальному объему производства того периода, за который оценивается работа менеджера. Такой подход ина¬че называется составлением сметы с учетом изменений затрат, связанных с колебаниями объема производства, или гибкой сметы.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.