4 апр. 2012 г.
Home »
» Услуги, сопутствующие аудиту
Услуги, сопутствующие аудиту
В РФ Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ одобрено правило (стандарт) «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».
Под оказанием сопутствующих аудиту услуг в этом правиле (стандарте) понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях: аудита; бухгалтерского учета; налогообложения; хозяйственного права; экономического анализа; других разделов экономики.
Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом: услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки; услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Услуги совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по: постановке бухгалтерского учета; контролю ведения учета и составлению отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализу хозяйственной и финансовой деятельности; оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами; проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.; компьютеризации бухгалтер¬ского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; информационному обслуживанию; экспертному обслуживанию; подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта; другие.
Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:
- введению бухгалтерского учета;
- восстановлению бухгалтерского учета;
- составлению налоговых деклараций;
- составлению бухгалтерской отчетности.
Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:
- услуги действия;
- услуги контроля;
- информационные услуги.
К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта. К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.
Оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторских организаций выполнения следующих положений:
- действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированного в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);
- планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
- документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
- при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, следует четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;
- рекомендуется подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг; эти формы рекомендуется применять на постоянной основе;
- в крупных аудиторских организациях рекомендуется иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту;
- по итогам выполнения работ (услуг) должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.
Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией.
В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов.
На практике аудиторские организации оказывают множество дополнительных, сопутствующих аудиту услуг. Их примерный перечень приведен ниже.
Аудиторские услуги и консультации в области ведения бизнеса:
- аудит по международным стандартам;
- аудит в соответствии с российским законодательством;
- приведение финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами;
- диагностический анализ хозяйственной деятельности;
- оценка возможностей привлечения инвестиций;
- оценка систем ведения бухгалтерского учета и систем внутреннего контроля;
- проведение диагностических обзоров;
- консультирование по составлению бухгалтерской отчетности по международным стандартам;
- анализ отчетности;
- обзоры благонадежности для потенциальных инвесторов;
- содействие образованию отдела внутреннего аудита и обучение сотрудников бухгалтерии;
- консультации по налогам;
- обучение управлению кредитными рисками;
- обучение стратегическому планированию и составление обзоров и бизнес-планов;
- оценка управленческих информационных систем и определение потребностей в их усовершенствовании;
- разработка инструкций и процедур по управлению рисками;
- специальные бухгалтерские расследования по убыточным филиа¬лам;
- бухгалтерские расследования по проблемным заемщикам;
- консультации по управлению финансами;
- консультации по вопросам таможенного и валютного законодательства и иным аспектам экспортно-импортных операций;
- правовая экспертиза актов проверок и решений налоговых органов о взыскании недоимок и наложении взысканий, подготовка соответствующих заключений;
- представление и защита интересов предприятий и граждан в органах государственной власти, арбитражных судах и судах общей юрисдикции, в том числе по искам к налоговым инспекциям, органам налоговой полиции и валютного контроля;
- защита прав и законных интересов предприятий и граждан в арбитражных судах и судах общей юрисдикции при предъявлении к ним исковых требований, в том числе со стороны налоговых органов и иных органов государственного управления;
- абонентское консультационное и информационное обслуживание клиентов;
- учетно-финансовое обеспечение процесса приватизации, в том числе оценка имущества;
- внедрение автоматизированных систем бухгалтерского контроля;
- аудит банков с выдачей официального заключения;
- постановка, восстановление и сопровождение бухгалтерского учета в банках и финансовых компаниях;
- оценка состояния 'бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в банках;
- проведение предметных проверок отдельных разделов учета в банках по заказу их руководства;
- проведение аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Бизнес системы — содействие в заключении контрактов, связанных с программным обеспечением и поставками вычислительной техники, подбор программного обеспечения по управлению финансами, разработка и установка локальных сетей.
Услуги в области профессионального обучения — определение и оценка потребностей в профессиональном обучении, организация по желанию заказчика курсов обучения на местах, программы для начинающих и специальные курсы для профессионалов.
Специальные услуги:
Структурные и функциональные изменения. Совместная работа с клиентом по решению организационных и технических вопросов, начиная с внедрения новых систем и ознакомления с сущностью проблемы до ее окончательного решения.
Информационное и системное планирование. Определение стратегических целей и установка базы данных, необходимой для достижения целей и намеченных планов.
Управление затратами. Использование наиболее передовых методов и технологий, помогающих клиенту лучше понять соотношение затрат и прибыли.
Подбор и установка программного обеспечения. Выбор систем, наиболее полно отвечающих потребностям клиента, и установка локальных сетей, работа со специалистами клиента в период установки и отладки информационных систем, подготовка пер¬сонала для их управления.
0 коммент.:
Отправить комментарий