3 апр. 2012 г.
Home »
» Оценка рентабельности предприятия
Оценка рентабельности предприятия
Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. коэффициенты рентабельности показывают, на сколько прибыльна деятельность предприятия.
Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:
− долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;
− предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;
− расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат. (Гаврилова,86)
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота)¬ – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):
.
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного, заемного и т.д.:
.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат) зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
.
Факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель показателя имеет вид:
.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
.
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумму прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). Среднегодовая сумма основного капитала (КL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде:
.
Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель:
,
где Р – балансовая прибыль; F – средняя стоимость основных фондов; E – средние остатки материальных оборотных средств; N – выручка от реализации продукции; P/N – рентабельность продаж; F/N+E/N – капиталоемкость продукции; S/N – затраты на рубль продукции; U/N, M/N, A/N – соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.
Заменяя постепенно базовый уроень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства.
0 коммент.:
Отправить комментарий