3 апр. 2012 г.
Home »
» Эмиссионные и инвестиционные операции
Эмиссионные и инвестиционные операции
Эмиссионные операции – это операции, предусматривающие выпуск компанией или банком собственных ценных бумаг и их размещение на рынке [5, с. 323]. Кроме того, к эмиссионным также относят операции, включающие: конструирование эмиссии, планирование и разработку условий первичного размещения ценных бумаг, организационное сопровождение эмиссии и др.
Цель таких операций заключается в следующем:
1) формирование и увеличение капитала компании или банка;
2) привлечение средств для активных операций и инвестиций;
3) участие в уставном капитале акционерного общества с целью контроля над собственностью.
Формирование уставного капитала реализуется путем выпуска акций. Цена, по которой акции размещаются среди учредителей, может соответствовать номиналу или быть выше. Когда акции продаются по цене выше номинала, образуется эмиссионный доход, обеспечивающий увеличение уставного капитала.
Увеличение уставного капитала влияет на рост собственных средств и их удельного веса в совокупном капитале, что способствует повышению устойчивости и надежности банка или акционерного общества.
К эмиссионным ценным бумагам относят облигации, которые обеспечивают дополнительные финансовые ресурсы. Данный вид привлечения средств в настоящее время наиболее приемлем как для эмитента, так и для инвестора. Акционерам он интересен, во-первых, тем, что в случае выпуска облигации не происходит уменьшения их доли в уставном капитале, а во-вторых, цена привлечения заемного капитала в долгосрочном плане всегда ниже, чем собственного, поскольку проценты по облигациям и кредитам могут включаться в себестоимость продукции, а дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли.
Если эмиссия акций и проводится, то лишь в пределах 10-15% от уставных капиталов акционерных обществ. Следовательно, новые эмиссии акций как инструмент привлечения финансовых ресурсов в ближайшее время будут играть незначительную роль.
При выпуске ценных бумаг, служащих инструментами привлечения средств, надо учитывать такие параметры, как цена размещения и объем размещения (количество размещаемых ценных бумаг или количество привлекаемых финансовых ресурсов). Здесь необходимо найти такое сочетание этих параметров, чтобы одновременно удовлетворялись два критерия:
- максимальная цена размещения;
- максимальный объем привлечения.
Объем эмиссии может быть ограничен. К ограничениям величины объема эмиссии относятся:
1. Ограничение снизу (т.е. объем эмиссии не может быть меньше некоторой величины, а именно величины затрат на организацию выпуска и размещения);
2. Ограничения сверху (объемом инвестиционных проектов эмитента, под реализацию которых привлекаются финансовые ресурсы).
После определения пределов объемов эмиссии наступает очередь выявления цены размещения. В качестве ориентира здесь используются цены облигаций той же категории качества и того же срока обращения, которые уже обращаются на рынке.
Эмитентами ценных бумаг могут быть как корпоративные клиенты, так и государство. Ценные бумаги государства имеют сравнительно низкий риск, могут продаваться с минимальными доходами и обладают высокой ликвидностью. Эти качества государственных ценных бумаг делают их наиболее привлекательными для инвестора, благодаря чему они занимают ведущие позиции на российском фондовом рынке.
Ценные бумаги, выпускаемые корпоративными инвесторами, могут различаться по своим характеристикам. Если предприятие создано недавно и не занимает определенную рыночную нишу, то его ценные бумаги, обладая высокой доходностью, подвержены наибольшему риску. Инвестиционная привлекательность таких ценных бумаг может быть оценена только при тщательном анализе финансового состояния эмитента и перспектив его инвестиционных проектов. Чем ниже статус эмитента, тем больше прав, гарантий для инвестора должен содержать выпуск ценных бумаг.
Среди эмитентов корпоративных ценных бумаг ведущее положение принадлежит банкам. Банковское дело в настоящее время является наиболее прибыльным, правила и условия выпуска и обращения ценных бумаг жестко регламентированы Банком России, фондовые инструменты имеют высокий по сравнению с другими эмитентами рейтинг надежности.
Движение акций на фондовом рынке обусловлено перераспределением контроля над акционерным обществом. Эмитенты испытывают недостаток инвестиционных средств для модернизации и развития производства. В свою очередь инвесторы, имея денежные средства, не вкладывают их в производственный сектор экономики.
Инвестиционные операции – это деятельность по вложению (инвестированию) денежных или иных средств в ценные бумаги, рыночная стоимость которых способна расти и приносить доход в форме процентов, дивидендов, прибыли от перепродажи и др. [5, с. 326].
Цели проведения инвестиционных операций:
1) расширение и диверсификация доходной базы банка или акционерного общества;
2) повышение финансовой устойчивости и понижение общего риска за счет расширения видов деятельности;
3) обеспечение присутствия банка или акционерного общества на наиболее динамичных рынках, удержание рыночной ниши;
4) расширение клиентской и ресурсной базы, видов услуг, оказываемых клиентам, посредством создания дочерних финансовых институтов;
5) усиление влияния на клиентов (через контроль их ценных бумаг).
Инвестиционные операции могут различаться по срокам:
- краткосрочные спекуляции и арбитражные сделки (срок может быть ограничен одним днем);
- краткосрочные инвестиции (до одного года, носят преимущественно спекулятивный характер);
- среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет) инвестиции.
По целям вложений бывают:
- прямые инвестиции – осуществляются с целью непосредственного управления объектом инвестиций через контрольный пакет акций или в иной форме контрольного участия;
- портфельные инвестиции – осуществляются в форме покупки ценных бумаг, принадлежащих различным эмитентам и не обеспечивающих контрольное участие и прямое управление объектом инвестиций. Цель подобных инвестиций – получение прибылей от роста курсовой стоимости портфеля, от созданных ими стабильных денежных потоков при диверсификации рисков.
Рассмотрим инвестиционные операции на примере деятельности коммерческого банка. Главная задача инвестиционной деятельности для банка состоит в правильном формировании его инвестиционного портфеля.
Инвестиционный портфель – совокупность активов, сформированных в сознательно определенной пропорции для достижения одной или нескольких инвестиционных целей [5, с. 327]. Теоретически портфель может состоять из бумаг одного вида, а также менять свою структуру путем замещения одних бумаг другими. Однако каждый отдельный вид ценных бумаг, как правило, не может обеспечить достижения поставленных инвестиционных целей. Основная задача портфельного инвестирования – улучшить условия инвестирования, придав совокупности ценных бумаг инвестиционные характеристики, не достижимые с позиций отдельно взятой ценной бумаги и возможные только при их комбинации.
Перед формированием портфеля ценных бумаг необходимо четко определить инвестиционные цели, а именно: конкретные значения доходности, риска, периода, формы и размеров вложений в ценные бумаги. Цели, которые преследует инвестор (банк) – основная детерминанта конечного выбора инвестиционных инструментов.
Наиболее распространенным объектом инвестирования для коммерческих банков являются долговые ценные бумаги (векселя, облигации).
После того как определены инвестиционные цели и выбраны для инвестирования соответствующие виды ценных бумаг, важно произвести внутригрупповую оценку выбранных инструментов с позиции инвестиционных целей будущего портфеля. Результатом процесса оценки должны быть конкретные параметры, соответствующие поставленным целям, а именно доходность и цена каждого отдельного инструмента.
0 коммент.:
Отправить комментарий