11 апр. 2012 г.

Отличительные особенности и основные признаки делового общения.

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности»1 ( Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 1984. – С. 253.). Общение необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоциональ¬но-оценочного) характера. Таким образом, деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опы¬том, предполагающим достижение 'определённого результата, ре¬шение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с по¬мощью переписки или технических средств. Прямое деловое общение обладает большей результативнос¬тью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвен¬ное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного (нефор¬мального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные за¬дачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дру¬жеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не пре¬следуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент. Особенности (признаки) делового общения заключаются в том, что: — партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; — общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; — основная задача делового общения — продуктивное сотруд¬ничество. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших фактором, определяю¬щим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпри¬нимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы XX века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых де¬лах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сфор¬мулировать и обосновать основные принципы этики делового об¬щения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «дело¬вой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть следующих основных принципов: — Пунктуальность – только поведение че¬ловека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все во¬время распространяется на все служебные задания. Специ¬алисты, изучающие организацию и распределение рабоче¬го времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на взгляд, требуется для выполнения порученной работы. — Конфиденциальность – секреты уч¬реждения, корпорации или конкретной сделки необходи¬мо хранить так же бережно, как тайны личного характера. — Любезность, доброжелательность и приветливость – в любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчика¬ми, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. — Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Нужно уважать мнение других, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Уверенность в себе не должна мешать быть скромным. — Внешний облик – главный под¬ход — вписаться в окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников своего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть оде¬ваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары. — Грамотность – внут¬ренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя упот¬реблять бранных слов. Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния иди воздействия на людей. Сре¬ди наиболее употребительных из них выделяются убеждение, внушение, принуждение. — Убеждение — воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеж¬дение — ненасильственный, а значит, и нравственно пред¬почтительный метод влияния на партнеров по общению. — Внушение, как правило, не требует доказательств и логичес¬кого анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влия¬нием авторитета, общественного положения, обаяния, ин¬теллектуального и волевого превосходства одного из субъек¬тов общения. Большую роль во внушении имеет сила при¬мера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание. — Принуждение — наиболее насильственный метод воздей¬ствия на людей. Предполагает стремление заставить челове¬ка вести себя вопреки его желанию и убеждениям, исполь¬зуя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этими признаками деловое общение и отличается от социального, а также семейного общения. На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситу¬ация общения (обычная, экстремальная), общественное или слу¬жебное положение (властные, полномочия) и личностные качества субъектов общения.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.