6 апр. 2012 г.

Средства Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

В соответствии с федеральным законом №125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний формируются за счёт: - обязательных страховых взносов; - возвращенных по результатам выездных документальных проверок сумм доначисленных страховых взносов и штрафов при сокрытии страхователем фонда оплаты труда; - капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; - иных поступлений, не противоречащих законодательству РФ. Страхователями по данному виду страхования являются юридические лица любой организационно-правовой формы, физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Страховщиком по этому обязательному социальному страхованию является Фонд социального страхования РФ. В соответствии с действующим законодательством все работники, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному государственному социальному страхованию независимо от характера и длительности выполняемых работ. Механизм взаимоотношений страхователей с Фондом социального страхования регулируется федеральным законом №125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Для работодателей и предпринимателей важны права и обязанности по уплате и использованию ими средств социального страхования, а также особенности начисления страховых взносов. От уплаты страховых взносов в Фонд освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей. Страховые взносы начисляются на фонд оплаты труда по всем категориям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний. Уплата страховых взносов с оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Для исчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов. Страхователи уплачивают страховые взносы и другие платежи (расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям, пени, штрафы, сокрытая сумма оплаты труда, частичная оплата за путевки) в Фонд один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истекший месяц. Граждане, использующие труд наемных работников, как работодатели, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре. Под уплатой страховых взносов понимается перечисление страхователем исполнительному органу Фонда разницы между начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными в соответствии с федеральным законом №125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В случае реорганизации страхователь обязан произвести полный расчет по платежам в бюджет Фонда. Не погашенная задолженность страхователя возмещается его правопреемниками в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом. В случае ликвидации страхователя не погашенная им задолженность по платежам в бюджет Фонда, возмещается ликвидационной комиссией в порядке и очередности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации. Задолженность по платежам в бюджет Фонда не погашенная гражданами, взыскивается с них в судебном порядке. Страхователи обязаны вести учет: - сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет Фонда; - сумм произведенных расходов по их видам с указанием количественных показателей по установленным формам отчетности; - сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов; - расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом Фонда, в котором они зарегистрированы. Страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах "Расчетную ведомость по средствам фонда социального страхования Российской Федерации" (форма 4¬-ФСС РФ), утверждаемую Фондом, и не позднее 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца представляют в исполнительный орган Фонда, в котором они зарегистрированы. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов и других платежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относятся: - суммы задержанных страхователем платежей; . - суммы начисленных страховых взносов на сокрытый или заниженный фонд оплаты труда. Пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты страховых взносов в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Исполнительные органы Фонда по просьбе страхователя в случае отсутствия на его расчетном или текущем счете необходимых средств для покрытия задолженности по страховым взносам могут предоставлять отсрочку погашения задолженности на срок не более 6 месяцев. В случае непогашения задолженности по страховым взносам в предоставленный срок, начисление пени возобновляется на всю просроченную сумму и за весь период со дня образования задолженности. Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются. К страхователям, нарушающим установленный порядок начисления, перечисления средств государственного социального страхования и представления финансовой отчетности исполнительными органами Фонда применяются финансовые санкции. Величина страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний устанавливается ежегодно принимаемыми Федеральными законами о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на очередной финансовый год. Страховые взносы уплачиваются страхователем (плательщиком) исходя из страхового тарифа, дифференцированного по видам экономической деятельности. Согласно ст.4 Закона 125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний является экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий труда, повышении его безопасности, снижении производственного травматизма и профзаболеваемости. Страховые тарифы устанавливаются по 32 классам профессионального риска (до 2006 года их было 22) в диапазоне от 0,2% (по первому классу) до 8,5% (по 32 классу с 2006 года) к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. Дифференциация страхового тарифа обусловливается необходимостью заинтересованности работодателей в улучшении безопасности труда, созданию условий по снижению травматизма и профзаболеваний. В соответствии с п.2 ст.20 Закона №125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» средства на осуществление обязательного социального страхования отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда, утверждаемого Федеральным Законом отдельными строками. Указанные средства имеют строго целевой характер назначения. Сроки уплаты страховых взносов установлены п.4 ст.22 закона №125-ФЗ, суммы страховых взносов страхователями перечисляются ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц. С 2005 года формирование классов профессионального риска стало осуществляться не по принадлежности к той или иной отрасли экономики, а по видам экономической деятельности. В связи с этим изменены и Правила отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального риска, правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учёта и расходования средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Согласно п.1 ст.24 Закона №125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователи ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчётность по форме, установленной страховщиком. Следует отметить, что с учётом введения в январе новогодних каникул, у страхователей остаётся практически лишь пять календарных дней для подготовки и сдачи расчётной ведомости по форме 4-ФСС РФ за истекший год, притом что, например, налоговая декларация по единому социальному налогу подаётся налогоплательщиками - юридическими лицами до 30 марта следующего за отчётным года. Такое положение создаёт трудности у страхователей во время и в полном объёме сдать расчётную ведомость Фонду социального страхования РФ. У регионального отделения в связи с этим усложняется объективность учета доходов и расходов на этот период. К тому же среди страхователей, не представивших расчётные ведомости имеются и те, которые не ведут хозяйственную деятельность и эти ведомости не представляют по несколько лет, но такие страхователи не могут быть сняты с учёта, поскольку у них не завершена процедура ликвидации, они не исключены из Единого госреестра юридических лиц. Проблема применения к таким страхователям установленных законом штрафных санкций усугубляется отсутствием их по адресам регистрации. В 2006 году в Калининградское региональное отделение не представили расчётные ведомости 7325 страхователей, или 19,2% от числа зарегистрированных страхователей. Снять же их с учёта региональное отделение не имеет возможности из-за отсутствия правовых оснований. Для урегулирования изложенной ситуации полагала бы целесообразным внести изменения и в расчётную ведомость, включить в неё форму, которая бы отражала структуру страхователей (количество страхователей, не отмечающихся год и более, отсутствующих по юридическому и фактическому адресам и т.д.) Это позволило бы видеть объективную картину количества страхователей, формирование средств социального страхования. Положительным моментом в деятельности Фонда было бы изменение порядка регистрации страхователей. В настоящий момент действует принцип «одного окна», в соответствии с которым Фонд обязан регистрировать все юридические лица в качестве страхователей вне зависимости от того, начало ли юридическое лицо фактическую деятельность или нет, появились ли у него работники, подлежащие обязательному социальному страхованию. Таких страхователей по итогам 2006 года было 8487, что составило 22,2%.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.