4 апр. 2012 г.
Home »
» Управление распределением прибыли. Дивидендная политика предприятия.
Управление распределением прибыли. Дивидендная политика предприятия.
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров. Источниками выплаты дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (используемые для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода. Схему распределения прибыли отчетного периода, упрощенно, можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, а оставшаяся часть прибыли реинвестируется в активы предприятия. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности предприятия. Реинвестирование прибыли - более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций.
Дивидендная политика определяет размер привлекаемых предприятием внешних источников финансирования, и, одновременно, определяет долю средств отвлекаемых от реинвестирования для выплаты дивидендов. При прочих равных условиях чем большая часть прибыли расходуется на выплату дивидендов, тем меньше средств может быть реинвестированой в компанию, тем медленнее темпы ее роста и тем медленнее и проблематичнее рост курсовой стоимости ее акций.
Инвесторы обычно выбирают компанию, дивидендная политика которой в наибольшей степени соответствует их целям инвестирования. Поэтому изменение дивидендной политики может вызвать большее неудовлетворение акционеров, чем низкий уровень дивидендов. Таким образом, стабильность дивидендной политики является одним из наиболее важных факторов, который влияет на отношение инвесторов к компании.
Основными этапами формирования дивидендной политики можно назвать следующие:
1. Учет основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики;
2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества;
3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию;
5. Определение форм выплат дивидендов;
6. Оценка эффективности дивидендной политики.
Виды дивидендной политики предприятия
Наиболее типичными видами дивидендной политики являются следующие.
Политика фиксированных дивидендных выплат (стабильной суммы выплачиваемых дивидендов на одну акцию). Политика предусматривает регулярную выплату дивидендов на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени, безотносительно к изменению курсовой стоимости акций. Такая политика означает низкий риск для акционеров, постоянство получаемых ими дивидендных доходов и достаточно высокую ликвидность ценных бумаг такой компании.
Политика постоянного процента дивидендных выплат ( постоянной доли выплачиваемых дивидендов). Политика предусматривает сохранение на определенном уровне доли выплачиваемых дивидендов.
Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент “дивидендный выход”, представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций ( в расчете на одну акцию). Принятие дивидендной политики постоянного процента дивидендных выплат предполагает неизменность значения коэффициента “ дивидендный выход”:
а% = соnst =, где
ПОА - прибыль доступная владельцам обыкновенных акций, равная чистой прибыли за вычетом выплат по привилегированным акциям, которая распределяется решением собрания акционеров на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям и нераспределенную прибыль;
ДОА - дивидендные выплаты по обыкновенным акциям.
Однако при изменении абсолютной суммы чистой прибыли изменяется и сумма выплачиваемых дивидендов. В особенно неблагоприятные годы дивиденды могут существенно упасть или вообще не выплачиваться. Такая политика не приводит к росту курсовой стоимости акций, поскольку большинство акционеров обычно отрицательно относится к изменчивости суммы выплачиваемых дивидендов.
Политика компромиссного подхода к дивидендным выплатам (компромиссная политика). Компромиссным подходом является поиск “золотой середины” между двумя указанными выше типами дивидендной политики. Этот компромисс заключается в том, что компания выплачивает какой - то определенный стабильный (фиксированный) дивиденд, но в благоприятные годы выплачивает своеобразную надбавку (экстра- дивиденды). Это позволяет фирме сочетать гибкость в выплате дивидендов с уверенностью акционеров в получении определенного стабильного дохода. Однако такая политика имеет смысл только в том случае, если прибыль компании существенно варьируется из года в год. Кроме того, надбавки не должны выплачиваться регулярно, иначе они будут противоречить сути данного подхода. Политика выплаты дивидендов в зависимости от инвестиционных решений (выплата дивидендов по остаточному принципу). Политика используется компаниями инвестиционные возможности которых не стабильны. В этом случае финансовый менеджер ставит дивидендную политику в непосредственную зависимость от инвестиционных решений. В этом случае дивиденды будут выплачиваться из той части прибыли, которая остается у предприятия после финансирования соответствующих инвестиционных решений.
Политика выплаты дивидендов акциями. Политика предполагает выдачу дивидендов в форме акций, то есть выпуск дополнительного пакета акций для акционеров. Такие дивиденды могут быть объявлены, когда финансовое положение компании не очень устойчиво, она не в состоянии обеспечить выплату денежных дивидендов и / или когда компания хочет оживить реализацию своих акций, снижая их рыночную цену. Дивиденд в форме акций увеличивает количество акций, находящихся у акционеров, однако пропорциональная доля каждого акционера во владении компанией остается неизменной.
К таким факторам, влияющим на дивидендную политику, относятся:
1) ограничения правового характера;
2) ограничения контрактного характера;
3) ограничения в связи с недостаточной ликвидностью;
4) ограничения в связи с расширением производства;
5) ограничения в связи с интересами акционеров;
6) ограничения рекламно-финансового характера и другие. 14. Управление рисками в финансовом менеджменте
Важной целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация такой цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) капитала с финансовыми результатами этой деятельности. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.
Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые. Классификацию рисков денежных потерь можно осуществить по различным признакам: в зависимости от вида хозяйственной деятельности - предпринимательский (производственный, коммерческий, финансовый) и потребительский; по признаку проявления - спекулятивный, простой (чистый); в зависимости от вида финансового посредничества - инвестиционный, страховой, банковский и другие.
Методы управления финансовым риском
Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском до минимума. Методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздествия на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая защита заключается в создании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, найм охраны и т.д. Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.
Общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.
1. Упразднение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.
2. Предотвращение потерь и контроль как метод управления финансовым риском означает определенный набор предшествующих и последующих действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контролировать их размер, если потери уже имеют место или неизбежны.
3. Страхование заключается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение риска до нуля. Страхование как метод управления риском означает два вида действий: перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование); обращение за помощью к страховой фирме. При использовании этого метода управления менеджер должен отличать страхуемые риски от нестрахуемых.
4. Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.
При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:
нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого;
следует предугадывать последствия риска;
наилучшим решением может оказаться сочетание сразу нескольких методов. Контроль за реализацией программ управления риском позволяет удостовериться, правильно ли были с самого начала выбраны методы, и если это так, то изменились ли условия настолько, что следовало бы применить другие методы. Эффективный контроль включает в себя три элемента:
1) выработка нормативов для определения приемлемых результатов,
2) сравнение реальных результатов с этими нормативами и
3) корректировка на любом этапе всего процесса для максимального сближения результатов с установленными нормативами.
Процесс управления риском
Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, применение выбранного метода, оценка результатов.
Анализ риска является одним из самых сложных этапов управления финансовыми рисками. При проведении анализа рисков прежде всего надо определить источники и причины рисков, какие из них являются основными, преобладающими. Источниками рисков могут быть : хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы. Причиной рисков являются недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.
Анализ риска подразделяют на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Качественный анализ представляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача - определить факторы риска , этапы работы, при выполнении которых риск возникает , и т.д. Проводя анализ риска, следует определить степень риска. Риск может быть:
• допустимым - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;
• критическим - возможно непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;
• катастрофическим - возможны потери капитала, имущества и банкротство предпринимателя.
Количественный анализ - это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.
В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном ( денежном) выражении.
В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль).
В основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска). Для построения кривой риска применяются различные способы: статистический; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический способ; метод аналогий.
Способы снижения финансового риска
Высокая степень финансового риска приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. Общеприняты следующие четыре универсальных способа снижения любого финансового риска: 1) распределение риска между участниками проекта; 2) самострахование (передача части риска всем соискателям прибыли от данного проекта); 3) страхование (заключение договора со специализированной страховой фирмой); 4) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. 15. Организация внутрифирменного финансового планирования
Цель и задачи внутрифирменного планирования - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Задачами планирования являются: определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.
Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования является определение его центров доходов и центров расходов. Центры дохода - это его подразделения, которые приносят максимальную прибыль. Центры расходов - это подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе. Виды внутрифирменного финансового планирования
Различают три вида финансового внутрифирменного планирования:
долгосрочное (перспективное), краткосрочное (текущее) и оперативное.
Долгосрочное (перспективное) внутрифирменное финансовое планирование - это планирование на несколько лет (пятилетку) с разбивкой по годам. Краткосрочное внутрифирменное финансовое планирование - это планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам.
Оперативное финансовое планирование - это планирование на квартал c разбивкой на более короткий период : месяц, декаду, неделю, день.
Долгосрочное (перспективное ) внутрифирменное планирование
Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес - план. Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансового-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, выявляет и анализирует проблемы с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то , что он позволяет тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия.
Бизнес-план может иметь различные формы представления. Основными моментами, которые должны быть в нем отражены, являются следующие:
описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информация о конкурентах; описание основных элементов плана маркетинга; описание плана производства; описание организационной схемы реализации мероприятия и планирование работы персонала; проработка правовых аспектов реализации мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана коммерческого мероприятия и выработка стратегии его финансирования. Венцом бизнес- плана является разработка финансового плана коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегии финансирования: определяется сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и другие.
Краткосрочное (текущее) внутрифирменное финансирование
Распространенной формой краткосрочного (текущего) внутрифирменного планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.
Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год.
В практике финансового менеджмента различают несколько видов бюджетов: общий, оперативный, финансовый, денежных средств.
Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной продукции и других финансовых операций на предстоящий период.
Общий бюджет обычно подразделяют на два: операционный и финансовый.
Операционный бюджет включает следующие виды бюджетов: бюджет реализации; бюджет производства; бюджет прямых затрат на материалы; бюджет прямых затрат на труд; бюджет производственных накладных расходов; бюджет общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.
Основными составляющими общего бюджета являются прогнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денежных средств.
Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или дефицита денежных средств. Бюджет денежных средств, как правило, состоит из четырех разделов:
раздел поступлений, раздел расходов, раздел избытка и недостатка денежных средств, финансовый раздел. Основными этапами составления бюджета являются следующие :
1) составление прогноза реализации;
2) определение расчетного уровня объема производства;
3) расчет производственной себестоимости и операционных расходов;
4) расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;
5) составление прогнозных форм отчетности.
Оперативное внутрифирменное финансовое планирование
Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.
Кредитный план - план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.
Кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Составляется на квартал. Состоит из четырех разделов: поступление наличных денег; расход наличных денег; расчет выплат заработной платы; календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.
Платежный календарь - это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности компании. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета в банке. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.
Методы расчета финансовых показателей и планирования финансов
Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей.
При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитические, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования. 16. Управление кредиторской задолженностью
Уменьшение собственного капитала за счет кредиторской задолженности увеличивает рентабельность, если прибыль неизменна. То есть любая отсрочка платежей (за приобретенные товары, работы или услуги, платежи в бюджет, по оплате труда и т.п.) увеличивает рентабельность собственного капитала.
Однако обычно за кредиторскую задолженность приходится платить. Это могут быть проценты за банковские ссуды, увеличение стоимости приобретенных в кредит товаров, различного рода штрафы, пени, неустойки и т.п.
Рассмотрим случай взятия банковской ссуды. Предположим, что проценты по ссуде выплачиваются ежемесячно равными порциями. Чтобы взятие кредита было выгодным, необходимо, чтобы рентабельность после взятия кредите была бы больше, чем до взятия кредита:
, откуда или , где
• I - прибыль за месяц без учета расходов по оплате процентов по ссуде (прибыль до взятия кредита);
• g - месячные проценты по кредиту;
• K - размер кредита;
• C - капитал фирмы без учета взятия кредита;
• r - рентабельность работы фирмы до взятия кредита.
При взятии кредита в банке возможны 2 основных варианта поведения по отношению к собственному капиталу фирмы:
1. из собственного капитала изымается сумма, равная величине кредита (например, эта сумма пускается на дивиденды);
2. собственный капитал остается прежним.
Вышеприведенная формула относится к 1-му варианту, когда величина собственного капитала уменьшается на величину кредита. Поэтому новая величина рентабельности будет считаться с учетом уменьшенной величины собственного капитала.
Для 2-го варианта формула будет выглядеть следующим образом.
, откуда .
В данном случае, с одной стороны, не происходит изменения величины собственного капитала, но, с другой стороны, прибыль уменьшается на величину процентов по кредиту и увеличивается на величину дополнительной прибыли, вызванной взятием кредита. Вполне естественно, что результат остается тем же.
До сих пор предполагалось, что величина рентабельности не меняется со взятием кредита. Немного сложнее будет, если величина рентабельности изменится после взятия кредита:
, или , откуда , где
• Iн - прибыль после взятия кредита без учета расходов по оплате процентов по ссуде;
• rн - рентабельность работы фирмы после взятия кредита.
В данном случае условие выгодности взятия ссуды очень чувствительно к уменьшению величины рентабельности. Если же рентабельность увеличивается со взятием кредита, то условие становится "мягче".
Проценты по кредиту должны быть меньше рентабельности работы фирмы, является достаточно тривиальным. Банки дают кредиты коммерческим организациям, как раз и основано на том обстоятельстве, что рентабельность работы этих организаций как правило больше процентов за кредиты, которые дают банки.
0 коммент.:
Отправить комментарий