10 апр. 2012 г.
Home »
» Виды внутреннего фин.-экономического контроля
Виды внутреннего фин.-экономического контроля
Под видами контроля понимают основные структурные или классификационные единицы в системе контроля. По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т.е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, специалистов, различают контроль внутренний и внешний. Контроль называется внутренним, когда субъект и объект контроля организационно входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.
Внутр. контроль подразделяют на внутрихоз. и внутриведомст. Главное назначение внутрихоз. контроля – непрерывное наблюдение за эф-стью фин.-эконом., снабженческо-сбытовой и производственной деятель-ности, обеспечение сохранности ден. и матер. средств, устране-ние причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.
Учитывая необходимость контроля за фин.-хоз. деятельно-стью, осуществляемой исполнительным органом субъекта хозяйствования, со стороны его собственников (участники, акционеры), а также то, что собственники предприятия и его исполнительный орган наряду с общими могут преследовать разные интересы, внутрихозяйственный контроль подразделяется на контроль в интересах исполнительного органа и контроль в интересах собственников.
Внутрихоз. Бухг. контроль. В системе внутрихозяйственного контроля в интересах исполнительного органа ведущая роль принадлежит бух. контролю, осуществляе-мому бух. службой организации. Контроль является одной из главных задач б/у. В то же время в б/у формируется основная информация для исследования и обработки в процессе контроля.
Контроль со стороны бух. службы осуществляется на всех стадиях учета: 1. на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств; 2. в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей; 3. на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также в ходе проводимых совместно с другими функциональными службами ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях (производственных единицах, непромышленных хозяйствах и т.п.).
Внутрихоз. Аудит. контроль. Для повышения эффективности управления руководители хозяйствующих субъектов и других структур (в том числе государственных) могут создавать в своем подчинении специализированные службы (подразделения) для проведения финансово-хозяйственного контроля на управляемых ими объектах. Это так называемый внутренний аудит – относительно независимый контроль деятельности отдельных подразделений и служб хозяйствующего субъекта или органов управления, осуществляемый в интересах исполнительного органа.
Организация служб внутреннего аудита (контроля) не является обязательной для субъектов хозяйствования или управления. Работая в условиях жесткой конкуренции, руководство субъекта хозяйствования и другие органы управления обычно заинтересованы в наличии эффективного внутреннего контроля, однако вынуждены постоянно сопоставлять пользу от осуществления мероприятий внутреннего контроля с затратами на его организацию и содержание. Если соотношение будет не в пользу внутреннего контроля, то предпринимаются меры к его улучшению либо ликвидации.
Внутрихоз. Управл. контроль. Внутренний аудит может осуществлять и функции управленческого контроля, цель которого – содействие исполнительному органу в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели осуществляется контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих функционирование предприятия в соответствии с выработанной стратегией его развития в части улучшения управления, повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности.
С помощью управленческого контроля проводится постоянный анализ стратегии развития и положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления, а также выявляются ключевые внутренние и внешние проблемы предприятия и определяются оптимальные пути их решения.
Контроль за соблюдением стратегии развития предприятия позволяет: 1. обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение на рынке; 2. перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
Управл. контроль в соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке осуществляется по взаимоувязанным направлениям системы, включающей:
• снабженческо-сбытовую политику (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении – от появления продукции до ее продажи, послепродажное обслуживание, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
• производственно-технологическую и инновационную политику (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
• ценовую политику (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);
• финансовую политику (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
• инвестиционную политику (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);
• кадровую политику (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).
Внутрихоз. ревиз. контроль. Такой контроль осуществляется в интересах собственников (участников, акционеров, членов) коммерч. и некоммерч. организаций посредством деятельности ревизионных комиссий либо единоличного ревизора. Образование ревиз. комиссий предусмотрено законодательством в хозяйств. обществах (акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью), в производственных кооперативах и в некоммерческих организациях.
Внутриведомст. контроль. Контроль за деятельностью подчиненных объединений, предприятий и организаций, осуществляемый в рамках отдельного министерства или ведомства министерствами (ведомствами), главными производственными управлениями или другими вышестоящими органами управления, называют внутриведомственным. Преимущества этого вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства.
Характерной особенностью внутривед. контроля является его комплексность. В отличие от вневед. контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов фин и хоз деятельности, вед контроль, как правило, носит комплексный характер.
Объективная необходимость организационного обособления контрольно-ревизионного аппарата вытекает из сути фин-хоз контроля как особого вида управленческой деятельности, характеризующегося целенаправленностью, однородностью содержания и однотипностью способов осуществления. Поскольку деятельность министерств и ведомств связана с использованием бюджетных средств, то сохраняется и необходимость контроля за их правильным распределением и расходованием, постановкой бухгалтерского учета и отчетности в подведомственных организациях.
Комплексный фин-хоз контроль является обязательной формой контроля вышестоящих органов за всей фин-хоз деятельностью подведомственных организаций.
Внутривед. контроль за ФХД включает всестороннее изучение: экономики подведомственных предприятий и организаций; выполнения ими финансовых планов и сметных назначений; эффективности использования ресурсов; соблюдения государственной дисциплины и законности совершаемых операций; сохранности денежных средств и материальных ценностей; достоверности бухгалтерского учета и отчетности; выполнения обязательств перед бюджетом и др.
Вместе с тем внутривед. контроль не является независимым и поэтому не всегда достаточно эффективен. Внутривед. контролем не всегда вскрываются случаи незаконного расходования государственных средств, хищений, приписок в отчетности, а также другие нарушения финансовой дисциплины. Результаты контроля, осуществляемого вневед. контролирующими органами, не всегда подтверждают выводы внутривед. контроля о величине выявленных недостач и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств, нецелевого использования средств бюджета.
Таким образом, внутренний ФЭК представляет собой систему органов и мероприятий контроля, организуемых внутри и для целей объекта контроля 11. Виды внешнего финансово-экономического контроля
Потребность в объективной информации о деятельности хозяйствующего субъекта имеется не только у его руководства и собственников. Различные государственные органы (например, налоговые и финансовые), инвесторы, просто сторонние лица, желающие вложить или вложившие средства в акции и другие ценные бумаги хозяйствующего субъекта, также заинтересованы в объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности и финансовом состоянии экономических субъектов. Общество в целом в лице государства, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты, делегируя полномочия по распоряжению своей собственностью наемным управляющим, заинтересованы в том, чтобы действия управляющих приносили им максимальную выгоду. Поскольку информация, полученная зависимыми от руководства управляемого объекта органами внутреннего контроля, у этих лиц не всегда вызывает доверие, возникает потребность в проведении внешнего контроля.
Основная цель внешнего контроля – составить мнение об эффективности действий руководителей по управлению переданной в их распоряжение собственностью, о достоверности информации, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности, о законности и эффективности отдельных операций и движения денежных средств экономических субъектов, о соответствии отражения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования общепринятым бухгалтерским принципам и действующим нормативным правовым актам.
Информация, получаемая от осуществления внешнего контроля, предназначена, как правило, в основном для внешних пользователей. Деятельность лиц и органов, осуществляющих внешний контроль, во многом аналогична деятельности лиц и органов, осуществляющих внутренний контроль. Это связано с тем, что в обоих случаях используются практически одни и те же исходная информация, приемы и методы контроля и анализа. Хотя во внутреннем и внешнем финансово-хозяйственном контроле применяются одни и те же методы, которые дополняют друг друга, они в то же время существенно различаются. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер прежде всего проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации, с тем чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между внешним и внутренним контролем.
Однако внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации прежде всего перед ее заказчиками и внешними потребителями.
В зависимости от субъектов, осуществляющих внешний финансово-хозяйственный контроль, его подразделяют на государственный, административный, общественный и независимый (аудит).
Виды государственного финансово-экономического контроля
Для того чтобы государство, его субъекты (республики, области, края в составе РФ) и муниципальные образования могли осуществлять свои функции, они должны обладать определенными финансовыми и материальными средствами. Финансовую часть этих средств составляют средства бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов, в том числе средства: государственного бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов – пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др. Отношения, возникающие в процессе формирования и использования бюджетных средств и средств государственных социальных внебюджетных фондов, называются финансовыми отношениями.
Общегосударственный контроль. Он осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом общегосударственного контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства. Общегосударственный контроль подразделяется на два основных направления: контроль за формированием государственных финансовых средств и контроль за расходованием государственных финансовых средств. Неотъемлемым элементом обоих направлений является валютный контроль.
Налоговый контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налоговых и иных обязательных платежей в государственный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в государственные внебюджетные фонды. Налоговый контроль занимает особое место в общегосударственном финансово-экономическом контроле. От его эффективной организации в значительной степени зависит возможность государства исполнять свои функции. Контроль за формированием налоговой части бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в России возлагается согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе» на Федеральную налоговую службу (ФНС), подведомственную
Министерству финансов Российской Федерации, и ее подразделения на местах.
Таможенный контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налогов и сборов при пересечении товаров и услуг таможенной границы. Контроль за правильностью исчисления и полнотой поступления средств в бюджет от осуществления внешнеэкономической деятельности в России в соответствии с Положением о Государственной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429, реализуют специальные таможенные органы: Государственная таможенная служба (ГТС), подведомственная Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, и ее подразделения.
Административный контроль. Разновидностью гос. бюджетно-финансового контроля по принадлежности к вертикальной иерархии власти является административный контроль, кот. осуществляется фин. органами исполнительной власти.
Ведомственный финансово-экономический контроль. Это контроль, осуществляемый за финансово-экономической деятельностью обособленных структурных подразделений и подведомственных предприятий, организаций и учреждений отдельными государственными ведомствами (министерствами, концернами, органами управления исполнительной власти). Его проводят органы ведомственного финансово-экономического контроля – специальные контрольно-ревизионные подразделения, созданные при ведомствах. По отношению к ведомству в целом такой контроль является внутренним, но по отношению к подведомственным организациям – внешним.
Межведомственный финансово-экономический контроль. Выполнение части функций финансово-экономического контроля может быть возложено и на другие органы государственной власти, например правоохранительные органы. В частности, Министерство внутренних дел в своей структуре имеет подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, в функции которых наряду с другими входят функции контроля за соблюдением финансово-экономического законодательства с позиции уголовного права.
Валютный контроль. Валютный контроль является самостоятельной областью финансово-экономического контроля и обеспечивает соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности и совершении хозяйственных операций с использованием валют иностранных государств как при формировании, так и при расходовании финансовых средств государства.
Таким образом, государственный финансово-экономический контроль представляет собой основанную на нормах права систему органов и мероприятий контроля за соблюдением законности и обеспечения эффективности экономической деятельности по формированию и использованию финансовых средств и иного государственного имущества.
Общественный контроль
Соблюдение принципов гласности, свободы слова и открытости, которые представляют собой непременные атрибуты демократического общества, является основой общественного контроля.
Для осуществления общественного контроля не создаются какие-либо специальные органы. Общественный контроль реализуется без участия государственных контролирующих органов на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации. Осуществлять общественный контроль либо принимать в нем участие могут любые желающие этим заниматься лица и общественные формальные и неформальные организации в пределах предоставленных им законодательством прав и полномочий. Наиболее активными субъектами общественного контроля в настоящее время являются печатные и электронные СМИ. В материалах журналистских расследований вскрывается множество нарушений законодательства, хищений, мошенничества, нецелевого расходования средств, укрывательства от уплаты налогов и др.
Независимый аудиторский контроль
В странах с рыночной экономикой давно используется форма независимого финансово-экономического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, называемая аудитом. Форма аудиторского контроля применяется для удовлетворения потребностей заинтересованных юридических и физических лиц в объективной информации о финансовом состоянии объекта проверки, получаемой из бухгалтерской (финансовой) отчетности.
0 коммент.:
Отправить комментарий