6 апр. 2012 г.
Home »
» Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класс и способствовать возрождению России.
Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класс и способствовать возрождению России.
Согласно последним исследованиям Всероссийского центра уровня жизни, к среднему классу сейчас можно отнести лишь 9% россиян, сообщают "Финансовые известия". В Москве эта цифра гораздо выше - 22%. Однако прирост среднего класса в провинции идет быстрее.
Средний класс - понятие относительное, в каждой стране существуют своя специфика и свои "нормы" по доходам, качеству жилья и уровню образования. В России два средних класса: столичный и общероссийский.
Объективные критерии таковы. В столице "середняк" зарабатывает от 35 до 70 тыс. рублей в месяц на каждого члена семьи, откладывает от 5% до 30% дохода, у него есть отдельная квартира, дача или коттедж, и дважды в год он отдыхает за границей либо в доме отдыха. Передвигается он исключительно на автомобиле. Квартира "середняка" оборудована всеми необходимыми техническими средствами: холодильником, стиральной машиной, телевизором, компьютером с выходом в Интернет, печью СВЧ, посудомоечной машиной и кондиционером. А все члены семьи обеспечены мобильной связью.
Российский "середняк" живет намного скромнее: в целом на территории РФ, чтобы считаться представителем среднего класса, довольно иметь доходы от 12 до 27 тысяч на каждого члена семьи. Откладывать на "черный день" он может лишь от 7 до 65 тысяч в год.
До 1998 года средний класс в России составлял всего 4,5% населения, за эти годы он вырос почти вдвое. А вот в Москве изменения можно считать незначительными: за пять лет количество "середняков" увеличилось всего на 4% - с 18% до 22%.
По сравнению с развитыми странами это крайне низкий процент. Средний слой в развитых странах составляет более 70%. Чтобы достичь уровня развитых европейских стран, доходы российских семей должны увеличиться по меньшей мере в 2-3 раза. Для России хорошей зарплатой считается 300 долларов, что приблизительно в полтора-два раза выше, чем средняя зарплата в регионах. В крупных городах эта сумма вырастает до 500 долларов.
В Россия, может быть, и возрождается средний класс, но западные инвесторы уже уяснили, что если даже все хорошо, все равно нужно контролировать свои расходы. В стране, где большинство населения все еще живет за чертой бедности и не может позволить себе купить западные товары, для маркетологов это становится аксиомой. Возрастает потребность в направлении усилий на невероятно (хотя и подозрительно) богатых людей.
В отличие от западных стран, “среднего класса” не очень много, что около 7% городского населения 18-50 лет принадлежит этой группе населения; это около 4 миллионов человек. Однако, российский средний класс соответствует западным представлениям дефиниций среднего класса. Те, которые соответствуют критериям отбора, моложе, чем остальная часть населения: 32 против 40. Примерно одна треть из них имеет высшее образование, и достаточно большая часть живёт в городе: 20% москвичей соответствуют критериям отбора, тогда как в других городах с больше, чем 1 миллионом населения, эта цифра доходит до 10%. В маленьких городах их ещё меньше.
Если они попадают под средний класс, то возникает вопрос: настолько этот средний класс состоятелен и стоит ли считать представителей российского среднего класса целевой группой? Они намного состоятельнее, чем остальная часть населения, и предметы роскоши возглавляют список тех товаров, без чего они не могут обойтись.
Предметы первой необходимости
Никогда не отказались бы тратить деньги на …; %
Продукты питания ( кроме баров, ресторанов) 84.2
Лечение, лекарства 75.1
Образование детей 68.5
Одежда, обувь 64.0
Помощь семье и друзьям 61.6
Отпуск (туризм, отдых, путешествие) 61.0
Машина (ремонт, «косметический» ремонт, запасные части) 60.7
Бытовые электроприборы 58.9
Образование 57.6
Аудио/видео/компьютеры 55.9
Источники: КОМКОН/Эксперт; КОМКОН/TGI.
Более того, лишь 13% сказали, что им пришлось бы сэкономить, чтобы купить телевизор, холодильник или стиральную машину из их дохода. В отличие от них, у 95% общего населения либо такой же уровень жизни, либо ниже. Но успешность среднего вполне соразмерна: 75% среднего класса имеют машину, но семьи, у которых 2 машины или машина выпуска после 1998 года, встречаются редко. И тогда, как 87% говорят, что они могли бы купить основные бытовые электроприборы, только 53% реально сделали такую покупку за последний год.
Досуг тоже занимает важное место в расходах. Здесь средний класс демонстрирует "умеренность". Кажется, что наша "подающая надежды" группа предпочитает пикники и посещение городских баров, ресторанов и казино. Наиболее характерный вид досуга для среднего класса - телевизор и чтение. Между прочим, 63% москвичей (26% из них хотя бы один раз) используют домашний компьютер для работы или на досуге (хотя в провинциях только 41% (21%)). Всё же, вместо того, чтобы тратить деньги, "настоящий" средний класс откладывают деньги: 81.5%, копят деньги иногда, чтобы купить дорогую вещь или на машину.
Основные сбережения среднего класса в России - все же чаще всего - на жилье или отдых, также и на образование и на детей. И все-таки за последние годы кажется несколько удивительным, что откладывание денег на черный день является самым важным, такая тенденция появилась после кризиса 1998 года. Покупательское поведение доказывает, что когда речь идет о продуктах питания, потребители среднего класса чувствуют себя комфортно и могут позволить не обращать внимания на цену. 60.9% респондентов согласились с этим заявлением: "когда я выбираю товары, качество для меня очень важно". Тогда как только около 4.7% ответили, что цена имеет значение и 27.9% согласны "платить за известность бренда"
По данным исследований, в основном создается впечатление, что, тем не менее, обобщение о среднем классе делать еще рано. Хотя этот класс немногочисленный и только образовывается, он так же разнообразен, как и в любой другой стране. Неудивительно, что основной причиной этого разнообразия является контраст между Москвой (куда товары западных марок поступают в первую очередь и пользуются спросом) и провинциями, где после кризиса спрос на импортные товары всегда был таким низким, что западные компании полностью прекратили поставлять туда товар. Но всё зависит от типа людей и их четко выраженных покупательских привычек. Узнавание марки становится распространенным явлением, но некоторые представители среднего класса сохраняют подозрительное отношение к новому. Вообще, все они хотят увеличить количество наличных денег и улучшить качество жизни, некоторые более амбициозны, чем другие; растратчиков и скряг становится все больше. Они высоко оценивают свою независимость и способность определить свою судьбу и поэтому, с разной степенью энтузиазма реагируют на маркетинг и рекламу. Они трудолюбивы и знают цену образования, готовы рисковать и решать проблемы ради успеха. И действительно, во многом (на разных уровнях) российский средний класс очень похож на западный средний класс. Единственная надежда, что средний класс станет более многочисленным.
Средний класс - это люди, которые сумели успешно адаптироваться к новой социальной реальности, справедливо гордятся этим и в массе своей, в отличие от слоев ниже среднего, чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Эта часть общества все больше втягивает в себя людей различных слоев, профессиональных статусов, формируя новый средний класс на базе частного сектора, представителей бюджетной сферы, творческой интеллигенции. Значимыми остаются возрастные “фильтры” попадания в этот класс, стоящие на пути представителей старших поколений. Ослабевают региональные и становятся весьма условными образовательные “фильтры”.
Изменения, происходящие в самом составе этого слоя населения, связаны с общим ростом нашей экономики, с изменениями ситуации на рынке труда, позволяющей людям относительно быстро улучшать свое материальное положение, с ростом значимости профессиональных навыков и умений.
Как следует из результатов исследования ИКСИ, эволюция среднего класса в полноценный субъект социальной жизни идет, однако вяло, остающийся низкий уровень самоорганизации еще не позволяет ему, что называется, в полный голос заявить о своих интересах и трансформировать их в какие-то масштабные общественные и политические проекты. Прежде всего потому, что средние слои российского общества в социальном смысле продолжают оставаться существенно дифференцированными. Одни интересы у экономически независимых предпринимательских групп и совсем другие — у бюрократии разного уровня, “служивого люда”. Очевиден, отмечают исследователи, и мировоззренческий раскол между “средними русскими” в вопросе об идеальном социально-экономическом устройстве страны: если одна треть является сторонниками чистого либерализма (общество индивидуальной свободы), то другая треть — сторонники общества социального равенства. Оставшаяся же часть затрудняется встать на ту или иную сторону. Ввиду сложившейся ситуации у СК нет общей синтезирующей “идеологии среднего класса”. Сегодня речь может идти только о формировании неких самых общих требований представителей средних слоев к власти. В целом они сводятся к следующим базовым ценностям:
• сочетание демократического устройства политической системы (особенно важны такие свободы, как выбор профессии, форм заработка, перемещений, включая выезды за рубеж, свобода информации и политических взглядов, неприкосновенность личной жизни) с элементарным порядком;
• сочетание рыночной экономики с усилением роли государства и придания ему социальных функций, масштабная постановка задачи формирования социального государства;
• сочетание открытой внешней политики и партнерства с Западом, с одной стороны, и национального достоинства — с другой;
• отказ от революционного насилия в пользу постепенного реформирования.
• защита семьи, материнства и детства. Увеличение пособий, выплат и льгот, а также отношения к семье.
Таким образом, если идеал социальной независимости и успеха, достигаемый благодаря личным способностям, упорному труду и постоянному стремлению к обновлению, роднит современный российский средний класс со средним классом экономически развитых стран Запада, то западное представление о самом среднем классе, как носителе моральных ценностей и главной социальной силе, поддерживающей абсолютизм закона, к россиянам применимо далеко не в полной степени. А это означает, что до тех пор, пока в обществе не станет доминирующим образ представителя среднего класса как квалифицированного работника, хорошего семьянина, добросовестного налогоплательщика, лояльного гражданина, рассчитывать на серьезные позитивные перемены в стране будет достаточно сложно.
В целом, подводя итоги, можно утверждать, что, несмотря на значительный рост среднего класса в последние годы и некоторое изменение его социально-профессионального состава, он не потерял своей качественной специфики по отношению к остальному населению страны. Специфика, которая отнюдь не сводится к уровню его материального благосостояния, охватывая гораздо более широкий круг явлений, и помогает ему успешно выполнять свои основные социальные функции. И хотя российский средний класс живет гораздо беднее своих западноевропейских собратьев, он точно так же, как и они, характеризуется относительно большим распространением инновационных моделей поведения, чем общество в целом, играет стабилизирующую роль в социально-политической жизни страны и при этом по своим ценностям, стремлениям, представлениям о жизни является плотью от плоти народа, в отличие от тех слоев населения, которые могут быть отнесены к богатым и которые не способны, как средний класс, выразить жизненные интересы подавляющего большинства наших сограждан.
0 коммент.:
Отправить комментарий