6 апр. 2012 г.
Home »
» Международный стандарт аудиторской деятельности
Международный стандарт аудиторской деятельности
№ 2 «Документирование аудита»
Цель настоящего Международного стандарта аудита (МСА 230) — установление стандартов и предоставление руководства относительно ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности.
Аудитор должен документально оформлять аспекты, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии с МСА.
Под термином «документация» понимается материал (рабочие документы), подготавливаемый аудитором и для аудитора либо получаемый и сохраняемый аудитором в связи с выполнением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме хранения информации.
Рабочие документы помогают при планировании и проведении аудита; помогают при осуществлении надзора и обзорной проверки аудиторской работы; фиксируют аудиторские доказательства, получаемые в результате аудиторской работы, выполняемой с целью подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах содержится обоснование аудитором всех важных аспектов, по которым необходимо выразить свое субъективное суждение, вместе с его выводами по данным аспектам. В тех случаях, когда требуется рассмотрение сложных принципиальных вопросов или вынесение субъективных суждений, в рабочие документы следует включать соответствующие факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов.
Объем документации должен определяться исходя из профессионального суждения. На форму и содержание рабочих документов оказывают влияние следующие факторы:
• характер аудиторского задания;
• форма аудиторского отчета (заключения);
• характер и сложность бизнеса;
• характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта;
• необходимость при определенных обстоятельствах направлять работу ассистентов аудитора, осуществлять надзор и проводить обзорные проверки такой работы;
• конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Рабочие документы составляются и систематизируются таким образом, чтобы соответствовать определенным обстоятельствам и потребностям аудитора при проведении каждого аудита. Использование стандартизированных рабочих документов (контрольных перечней, образцов писем, стандартной структуры рабочих документов и др.) повышает эффективность их подготовки и проверки. Данные документы способствуют процессу делегирования работы, одновременно предоставляя средства контроля ее качества.
Для повышения эффективности аудита аудитор может использовать графики, аналитическую и иную документацию, подготовленную субъектом. В этих случаях аудитору необходимо убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.
Рабочие документы обычно содержат:
• информацию, касающуюся юридической и организационной структуры субъекта;
• выдержки или копии важных юридических документов, соглашении и протоколов;
• информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой субъект осуществляет свою деятельность;
• доказательства, подтверждающие процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
• доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
• доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы внутреннего аудита и сделанные выводы;
• анализ операций и сальдо счетов;
• анализ наиболее важных коэффициентов и тенденций;
• записи о характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур и результатах таких процедур;
• доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная ассистентами аудитора, осуществлялась под надзором и подлежала обзорной проверке;
• указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры и когда они были выполнены;
• подробную информацию о процедурах, примененных в отношении компонентов, финансовая отчетность которых проверялась другим аудитором;
• копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертами третьим лицам и полученных от них;
• копии писем или заметки по аспектам аудита, доведенным до сведения субъекта или обсуждавшимся с ним, включая условия аудиторского задания и существенные недочеты системы внутреннего контроля;
• письменные заявления, полученные от субъекта;
• выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита, включая то, каким образом исключения и необычные обстоятельства, раскрытые аудитором в ходе выполнения аудиторских процедур, разрешались или трактовались, если таковые имели место;
• копии финансовой отчетности и аудиторского отчета (заключения).
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение необходимого периода времени, достаточного с точки зрения практики и соответствия правовым и профессиональным требованиям, предъявляемым к хранению документов.
Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены субъекту по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей субъекта.
Сравнив Международный стандарт аудита № 2 «Документирование» и Федеральный стандарт аудита № 2 «Документирование аудита», можно сделать выводы, что данные стандарты практически полностью совпадают. В основном в них есть только незначительные различия. Есть и несколько существенных.
В Федеральном стандарте аудита присутствует пункт 12: В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по-прежнему значимыми, в отличие от текущих аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту отдельного периода. В Международном стандарте данный пункт отсутствует.
Также в Федерального стандарта более подробно описан п. 7 по объему документации: Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора. В Международном стандарте такого уточнения по объему документации нет.
0 коммент.:
Отправить комментарий