9 апр. 2012 г.

Понятие и сущность конъюнктуры рынка

К числу наиболее важных задач, которые призвана решать ста¬тистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. При¬чем эта задача является актуальной как на макро-, так и на мик¬роуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куп¬лей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оце¬нок. Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjun-go — соединяю, связываю. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это кон¬кретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени. Понятие рыночной ситуации включает: • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения); • сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития; • уровень устойчивости или колеблемости его основных парамет¬ров; • масштабы рыночных операций и степень деловой активности; • уровень коммерческого (рыночного) риска; сила и размах конкурентной борьбы; • положение рынка в определенной точке экономического или се¬зонного цикла. Конъюнктура рынка — это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию. Итак: 1-е определение конъюнктуры — конкретная ситуация; 2-е определение конъюнктуры — уточняющее, направленное на вы¬явление причинно-следственных связей в рыночной конъюнктуре. Главная цель статистического изучения конъюнктуры рынка — вы¬явить закономерности ее формирования и изменения, характер действия рыночного механизма. Статистика конъюнктуры рынка (конъюнктурная статистика) пред¬ставляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, скла¬дывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономи¬ческих, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов. Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную ситуацию и поддающиеся конкрет¬ной оценке. Конъюнктурный анализ представляет собой часть маркетингового исследования, но отличается оперативностью, обзором описательного характера, применением косвенных расчетов, логических выводов, экс¬пертных оценок и т.п. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность. Рынок по своей сути склонен к стихийности, а следовательно, подвержен колеба¬ниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличным и сезонным, очень гибок в. своем развитии, чутко реагирует на мно¬гие социально-экономические воздействия,. более того, весьма за¬висим от политических и психологических влияний, от слухов, па¬ники и т. п. Поэтому оценки колеблемости, характеристики цикла развития, градуирование состояния рынка представляют собой не¬обходимое условие маркетинговой деятельности, принятия коммер¬ческих решений. Под градуированием мы понимаем использование шкалы количественных и качественных (атрибутивных) оценок со¬стояния рынка, которая должна быть разработан на основе ста¬тистических характеристик. Рынок — динамичен, изменчив (часто говорят «капризен»), его границы расширяются или сужаются, происходят различные струк¬турные сдвиги и, самое главное, меняются цены и объем товарной массы, которая продается и покупается на рынке. Состояние рын¬ка на данный момент времени всегда связано с ситуацией пред¬шествовавшего отрезка времени. - Из этого, можно сделать вывод, что в исследовании конъюнктуры рынка одно из самых важных мест занимают выявление и анализ динамических тенденций ры¬ночных процессов. Существует распространенная точка зрения, что в правильной, характеристике рыночной конъюнктуры, особенно ее интерпрета¬ции, наряду с точными количественными оценками большую роль играет интуиция. В этом нет противоречия: сочетание статистиче¬ских методов анализа и подсознательной интуиции, основанной на впыте и таланте исследователя (эксперта), часто приводит к пра¬вильной оценке состояния рынка и перспектив его развития. Изучение конъюнктуры рынка может быть как интегрирован¬ным в целом, так и дифференцированным по локальным рынкам. Изучаются конъюнктура рынка товаров и услуг в масштабах всей 37 страны и отдельных регионов, конъюнктура рынка всей товарной массы (массы услуг) и каждого товарного рынка (рынка отдель¬ных услуг). Следует учитывать конъюнктурные взаимосвязи ло¬кальных рынков. Субъектами изучения рыночной конъюнктуры могут быть ком¬мерческие рыночные структуры (их маркетинговые подразделе¬ния), государственные органы (в том числе статистические), об¬щественные организации, научные учреждения. Конъюнктура рынка товаров и услуг является составным элементом экономической конъюнктуры. Она тесно связана с со¬стоянием и развитием рынков инвестиций, ценных бумаг, труда. Ситуация на рынке товаров и услуг представляет собой фактор экономической конъюнктуры в целом. В свою очередь, ситуация, сложившаяся на других рынках, оказывает определенное влияние на конъюнктуру рынка товаров и услуг.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.