4 апр. 2012 г.
Home »
» Производственный леверидж в управлении предприятием
Производственный леверидж в управлении предприятием
Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
Производственный (операционный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.
Затраты на производство продукции можно разделить на переменные и постоянные. К переменным затратам относятся такие, которые изменяются (увеличиваются или уменьшаются) при изменении (увеличении или уменьшении) объема производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление энергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и др. При теоретических расчетах часто предполагается, что переменные затраты пропорциональны объему производства.
К постоянным затратам относятся такие , которые можно для принятых условий проводимого финансового анализа считать не зависящими от объема производства (амортизационные отчисления, выплата процентов за кредит, арендная плата, оклады управленческого персонала, административные расходы и др.)
Разделение затрат на переменные и постоянные является достаточно условным и зависит от особенностей производства и целей проводимого финансового анализа.
Предположим, что переменные затраты на производство пропорциональны количеству производимого товара. Тогда при производстве К1 единиц товара переменные затраты составят:
ЗП1 = ЗПЕ х К1,
где ЗПЕ - переменные затраты на производство единицы товара.
При производстве К2 единиц товара переменные затраты составят:
ЗП2 = ЗПЕ х К2. Относительное изменение переменных затрат будет равно:
Если произведенный товар был продан по цене Ц за единицу, выручка от реализации К1 и К2 единиц будет равна :
В1 = Ц х К1, В2 = Цх К2.
Относительное изменение выручки от реализации составит:
Таким образом, при принятых предположениях относительное изменение выручки от реализации будет равно относительному изменению переменных затрат.
При реализации количества товара К1 прибыль от реализации будет равна:
ПР1 = В1 - ЗП1 - З где З - постоянные затраты.
При реализации количества товара К2 прибыль составит:
Пр2 = В2 - ЗП2 - З.
Это выражение можно представить в виде:
ПР2 = ПР1 + (ПР2 - ПР1) = ПР1 + х ПР1 =
= ПР1 + ИПР х ПР1 = ПР1 ( 1 + ИПР),
где ИПР - относительное изменение прибыли.
Выручка от реализации количества товара К2 может быть представлена в виде:
В2 = В1 + ( В2 - В1 ) = В1 + х В1 = В1 + ИВ х В1.
Переменные затраты на производство количества товара К2 могут быть представлены в виде :
ЗП2 = ЗП1 + ( ЗП2 - ЗП1) = ЗП1 + х ЗП1 =
= ЗП1 + ИПЗ х ЗП1 = ЗП1 + ИВ х ЗП1.
Подставляя полученные выражения в формулу расчета прибыли от реализации, получаем:
ПР1 х ( 1+ ИПР) = В1 + ИВ х В1 - ЗП1 - ИВ х ЗП1 - З =
= ПР1 + ИВ х ( В1 - ЗП1). Разделив обе части этого выражения на ПР1, имеем:
1+ ИПР = 1 + ИВ х
или
ИПР = ИВ х .
Таким образом, при принятых предположениях относительное изменение прибыли будет равно относительному изменению выручки от реализации, умноженному на величину, равную отношению выручки от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли. Иначе говоря, изменение выручки от реализации приводит к более сильному изменению прибыли, что называют эффектом производственного рычага.
Отношение выручки от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли характеризует силу воздействия производственного рычага.
Из последней формулы видно, что при одной и той же общей сумме издержек (затрат) сила воздействия производственного рычага будет тем больше, чем меньше будут переменные затраты, или, иначе говоря, чем больше будет доля постоянных затрат в общей сумме издержек.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) если предприятие имеет возможность при одном и том же уровне издержек увеличивать долю постоянных затрат за счет сокращения доли переменных затрат и имеется долгосрочная перспектива спроса на его продукцию, при ее реализации можно получить больший прирост прибыли;
2) при снижении выручки от реализации потери прибыли при большой доле постоянных затрат в общей сумме издержек могут также оказаться большими. Порог рентабельности и запас финансовой прочности
Под порогом рентабельности понимается такая выручка от реализации, при которой предприятие имеет нулевую прибыль. Из соотношения
ПР = В - ЗП - З = 0 получаем, что при достижении порога рентабельности результат от реализации после возмещения переменных затрат только покроет постоянные затраты, не принеся никакой прибыли. В литературе порог рентабельности называют критической точкой, “мертвой точкой”, точкой безубыточности, точкой самоокупаемости и др. Для определения формулы для порога рентабельности введем понятие относительного результата от реализации после возмещения переменных затрат:
где К - количество единиц проданного товара;
(В-ЗП) - маржинальный доход. Как видно из этого выражения, значение В0 при принятых ранее предположениях не зависит от величины выручки.
Выражение для прибыли будет иметь следующий вид:
ПР = В - ЗП - З = В х - З = В х В0 - З.
Поскольку при выручке ВП, равной порогу рентабельности, прибыль будет равна нулю, данное выражение примет вид:
Пр = ВП х В0 - З = 0.
Отсюда получаем выражение для порога рентабельности:
Таким образом, для определения порога рентабельности необходимо величину постоянных затрат разделить на относительный результат от реализации после возмещения постоянных затрат.
Зная порог рентабельности, можно определить пороговое ( критическое ) значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль. Порог рентабельности можно записать в виде :
ВП = Ц х КП,
где КП - пороговое значение объема производства.
Следовательно, пороговое значение объема производства будет равно отношению порога рентабельности к цене реализации единицы товара:
Разность между достигнутой выручкой от реализации и порогом рентабельности называют запасом финансовой прочности предприятия. При выручке от реализации , равной порогу рентабельности, запас финансовой прочности равен нулю.
0 коммент.:
Отправить комментарий