10 апр. 2012 г.

Общая характеристика протекционизма и фритредерства

Мировая торговля - это обмен товарами н услугами между националь¬ными хозяйствами. Для торговой политики развитых стран характерно сочетание двух начал. С одной стороны, государство всемерно содействует экспорту национальных товаров и поэтому стремится создать максимально благоприятные условия на основе либерализации т.е. облег¬чении условий. С другой стороны, оно пытается оградить местных предпринимателей от жесткой мировой конкуренции со стороны импорта. вводя различные ограничения, т.е. усиливая протекционизм. На современном языке вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Протекционизм - барьеры на пути свободной торговли - уменьшают или сводят на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей. Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с более низкими издержками. Это также вынуждает вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым следует отдать предпочтение торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство экономистов оценивает свободную торговлю как экономически обоснованное явление. Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на этом пути стоит большое количество барьеров : - пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты; - С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. - Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля. - Добровольные экспортные ограничения являются относительно новой формой торговых барьеров. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще достаточно широко распространено. Выделим несколько основных принципов проведения политики протекционизма 1) Необходимость обеспечения обороны. Аргумент этот имеет военно-политический, чем экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны. 2) Увеличение внутренней занятости. Совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов, капиталовложений, государственных расходов, чистого экспорта. Чистый экспорт равен разности между экспортом и импортом. Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости. Хотя импортные ограничения изменяют структуру занятости, они в действительности могут лишь незначительно, либо вообще не менять уровень занятости. Очевидно, что все страны не могут одновременно добиться успеха при введении импортных ограничений. Экспорт одной страны является импортом для другой. В той же степени, в какой превышение экспорта над импортом, достигнутое одной страной, может стимулировать ее экономику, избыток импорта над экспортом в другой экономике обостряет проблему безработицы. В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве в качестве стимулирования внутренней занятости обречено на неудачу. Следовательно, долгосрочная цель заключается не в том, чтобы увеличить внутреннюю занятость, а в том, в лучшем случае, передислоцировать рабочих из экспортных отраслей в защищенные отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Это перемещение приводит к менее эффективному размещению ресурсов. Пошлины перекрывают путь ресурсам в те отрасли, в которых производство настолько эффективно, что обеспечивает сравнительные преимущества. Нет никаких сомнений, что при выборе антициклических мер разумная своевременная денежная и налоговая политика предпочтительнее манипулирования пошлинами и квотами. Итак, утверждать, что пошлины увеличивают чистый экспорт и поэтому создают новые рабочие места - значит толкать на ложный путь. 3) Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик. Защита пошлинами и квотами необходима в ряде стран для диверсификации и, как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Это поможет оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий 4) Защита молодых отраслей. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Защита молодых отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное размещение мировых ресурсов, исторически сформировалось из-за различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности. 5) Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы также для защиты фирм, от иностранных производителей, которые сбывают избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. То, что на первый взгляд может быть рассмотрено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а конкуренция на рынке ограничится. Ослабление конкуренции позволяет фирмам поднимать цены за счет потребителя. Но даже тогда, когда демпинг имеет место, потребители выигрывают от более низких цен на товары в такой же степени - по крайней мере в краткосрочном плане - в какой они выигрывают от войны цен между местными производителями. Заключение Международные экономические отношения представляют собой систему экономических отношений между странами по поводу взаимного обмена, сотрудничества и помощи в соответствии с разделением труда на основе их международной специализации. Страны обмениваются между собой товарами, услугами, капиталом, трудовыми ресурсами, научно-техническими знаниями, а также валютами, кредитами, ценными бумагами (облигациями, акциями), финансовыми производными (деривативами), осуществляют взаимные расчеты. • Основными формами международных экономических отношений являются o международная торговля товарами и услугами; o международное движение капитала; o международное движение трудовых ресурсов; o международная передача технологий. Составной частью международных экономических отношений являются и международные валютно-кредитные и финансовые отношения, или, коротко, международные финансовые отношения, которые охватывают все многообразие отношений между странами по поводу купли-продажи валюты, акций и облигаций, получения и предоставления кредитов, взаимных расчетов и организации, их осуществляющие. Эти отношения включают также согласованные действия стран по поводу создания и функционирования международной валютной системы. Страны осуществляют производственное и научно-техническое сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе, создают интеграционные объединения и формируют совместные хозяйственные комплексы. Они оказывают финансовую и иную помощь друг другу, и прежде всего развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Задача Допустим, что Россия производит 360 электровозов и 2400 вагонов, а Украина 160 электровозов и 800 вагонов. Если бы Россия производила только электровозы, то их выпуск составил бы 600 штук, если бы только вагоны, то 6000 штук. Соответственно Украина могла бы производить либо 200 электровозов, либо 4000 вагонов. Определите, какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве этих видов продукции? Каковы сравнительные преимущества в производстве обоих продуктов в России и Украине?Рассчитайте выгоды от специализации? Решение. 1. Абсолютным преимуществом по выпуску товаров электровозов и вагонов обладает России. Россия может произвести 360+2400=2760 единиц продукции Украина может произвести 160+800=960 единиц продукции 2. Россия обладает сравнительным преимуществом по выпуску электровозов, а также по выпуску вагонов 3. Рассчитаем выгоды от специализации. Выгоды от специализации на выпуске вагонов у России 6000-4000=2000, то есть Россия может производить вагонов на 2000 больше, чем Украина Выгоды от специализации на производстве электровозов у России 600-200=400, то есть Россия может производить на 400 вагонов больше, чем Украина. 4. В России сравнительное преимущество от специализации на вагонах равно 6000-2400=3600 единиц В России сравнительное преимущество от специализации на электровозах равно 600-360=240 единиц На Украине сравнительное преимущество от специализации на вагонах равно 4000-800=3200 единиц На Украине сравнительное преимущество от специализации на вагонах равно 200-160=40 единиц Список литературы 1) Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - Москва, 2005 2) Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.- Москва, 2006 3) Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - Москва: «Финансы и статистика», 2005 4) Воинов Ю. Россия – страны Центральной и Восточной Европы: новый выбор// Внешняя торговля. -2004. - № 7-9 5) Дьякова И. С. Внешняя торговля развивающихся стран Азии на современном этапе. - М.: Наука, 2004 6) Киреев А. Международная экономика, часть 1, М.: Международные отношения, 2005 . 7) Коньюктура мировых товарных рынков в 2006 году и её влияние на динамику российского экспорта// Внешняя торговля. – 2007. - № 4-6. 8) Манько А.М. Россия на мировых рынках- взгляд в прошлое// Внешняя торговля. – 2006. - № 4. 9) Милованов В. В. Внешнеэкономические связи югославянских государств с Россией// Внешняя торговля – 2006. - № 4-7. 10) Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация.- М.: Инфо-м.,2006г.- с.201 11) Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения: Учебник. - Москва, 2004 12) Скакун П. П. О регулировании внешней торговли и другом// Внешняя торговля . – 2005 . - № 7-9 13) Хабулатов Р.И. Мировая экономика. - Москва: “Инсан”, 2004 14) Ходов Л. Рынки стран Персидского залива и возможности российского экспорта// Внешняя торговля. – 2005. - № 1 15) Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - №11-12 – с.72, с.7.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.