10 апр. 2012 г.
Home »
» Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом.
По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью».
Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики.
Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами».
Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.
Главными целями семейной политики являются:
• обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводствен¬ной, воспитательной, культурно-психологической и др.;
• повышение качества жизни российских семей;
• создание благоприятных условий для совмещения тру¬довой деятельности и семейных обязанностей;
• обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Основными принципами семейной политики являются: при¬нцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей феде¬ральной и региональной политики и принцип социального участия.
1. Принцип суверенности семьи означает, что семья не¬зависима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятель¬но, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведе¬ния и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, от¬клоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.
Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосно¬вываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процеду¬ры регистрации брака или развода, введение воинской повин¬ности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законода¬тельно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иных социальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.
Вместе с тем не является нарушением принципа суверен¬ности семьи пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (эконо¬мическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.
2. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад норма¬тивной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.
В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбо¬ру между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следо¬вательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действительности нет.
Семейная политика и должна быть ориентирована на со¬здание подлинной свободы выбора, на создание возможнос¬ти реализовать любую альтернативу.
Разумеется, общество в лице государства и других со¬циальных институтов также свободно в принятии и под¬держке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.
3. Принцип общественного договора развивает и кон¬кретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и го¬сударства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равно¬правной основе формируются все существующие полити¬ческие, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.
Семья, как социальный институт, обеспечивает обще¬ство трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» соци¬альная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.
Следовательно, общество должно испытывать потреб¬ность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых по¬колений. В то же время, чем дальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, опреде¬ляющие личную заинтересованность в рождении и соци¬ализации новых поколений. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя — государ¬ства — на договорной основе обеспечить всестороннюю под¬держку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и со¬циализации.
4. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особен¬ностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности яв¬ляется глобальным процессом, отражающим фундаменталь¬ные изменения экономических, социальных и демографичес¬ких условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них необходи¬ма политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффективной реализации специфических функций семьи.
Учет региональных особенностей при этом может до¬стигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим орга¬низационным механизмом обеспечения единства целей се¬мейной политики и учета региональных особенностей явля¬ются региональные программы семейной политики.
5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданско¬го общества, во взаимодействии трех субъектов социаль¬ной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономи¬ческих условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные мень¬шинства, партии, общественные, политические, религиоз¬ные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (фе¬деральных, региональных и локальных), в чью компетен¬цию входят разработка и осуществление социальной поли¬тики, в том числе семейной.
В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участ¬ников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной поли¬тики — это, наряду с государством, разнообразные объеди¬нения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно се¬мейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осоз¬нанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроиз¬водству населения вообще. Такая новая технология форми¬рования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия [5, С.135].
Социальное участие:
• это форма реализации прав и свобод личности и семьи. Оно предполагает право и возможность каждого чело¬века и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие самое пря¬мое и непосредственное отношение к их важнейшим потребностям и интересам;
• обеспечивает улучшение качества решений и про¬грамм, касающихся семьи. Семейная политика пере¬стает быть чем-то навязанным сверху, она как бы ста¬новится общим достоянием всех соучастников, которые идентифицируют себя с нею;
• это демократический посредник, медиатор между госу¬дарством и его гражданами. Социальное участие укреп¬ляет и улучшает связи между ними, повышая вероят¬ность реализации программ и решений;
• минимизирует социальную напряженность и уменьша¬ет вероятность социальных конфликтов, конфигураций между гражданами и государством;
• способствует развитию чувства ответственности за соб¬ственную судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отноше¬нию к государству и обществу, а с другой, — патернализм этого государства по отношению к своим гражданам:
• это первый шаг к социальной активности и реальной политической вовлеченности, к формированию демо¬кратической политической культуры.
0 коммент.:
Отправить комментарий