10 апр. 2012 г.

Общегосударственный контроль

Общегосударственный контроль осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом общегосударственного контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства Общегосударственный контроль подразделяется на два основных направления: 1) контроль за формированием государственных финансовых средств; 2) контроль за расходованием государственных финансовых средств. Неотъемлемым элементом обоих указанных направлений является валютный контроль. По органам, осуществляющим контроль за формированием государственных финансовых средств в пределах своей компетенции, различают налоговый и таможенный контроль. Налоговый контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налоговых и иных обязательных платежей в государственный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в государственные внебюджетные фонды. Налоговый контроль занимает особое место в общегосударственном финансово-экономическом контроле. От его эффективной организации в значительной степени зависит возможность государства исполнять свои функции. Контроль за формированием налоговой части бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в России возлагается согласно Постановлению Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» - на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения на местах. Таможенный контроль также занимает важное место в системе общегосударственного финансово-экономического контроля. Таможенный контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налогов и сборов при пересечении товаров и услуг таможенной границы. Контроль за правильностью исчисления и полнотой поступления средств в бюджет от осуществления внешнеэкономической деятельности в России в соответствии с Положением о государственном таможенном комитете (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1082) реализуют специальные таможенные органы, — Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения. По органам, осуществляющим контроль за использованием государственных финансовых средств и отчасти, в пределах своей компетенции, за полнотой и своевременностью их формирования, выделяют бюджетно-финансовый контроль. Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом бюджетно-финансового контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства. Контроль этих процессов включает контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств и средств государственных социальных внебюджетных фондов; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства. Контроль за использованием государственных бюджетных средств и деятельностью бюджетной системы на различных уровнях государственного управления осуществляют специальные службы, создаваемые соответствующими органами исполнительной и представительной властей. В России к ним относятся Министерство финансов РФ и его специальные подразделения (Федеральное казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их органы на местах), Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы администраций субъектов и муниципальных образований Российской Федерации. Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за: полнотой и своевременностью поступления средств в бюджеты всех уровней государственного устройства и внебюджетные фонды; законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями; своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией; Реализация задач бюджетно-финансового контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и информационной деятельности. Это обычно предусматривает: проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета; анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом; финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ, субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета или влияющих на его формирование и исполнение.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.