6 апр. 2012 г.

Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.

Безусловными приоритетами денежно-кредитной политики последних лет были снижение инфляции, обеспечение устойчивости национальной валюты, интеграция экономики в мировые рынки путем поэтапного снятия ограничений на движение капитала. Для решения задачи снижения инфляции органами денежно-кредитного регулирования были задействованы такие инструменты, как повышение курса рубля и аккумулирование средств в Стабилизационном фонде. В конечном итоге, это позволило добиться определенного успеха – в прошлом году инфляция впервые за весь период реформ опустилась ниже 10%. Нельзя не отметить результаты, которые такая политика принесла и с точки зрения развития банковской системы. 1. Быстрое укрепление рубля подтолкнуло процесс «девалютизации» сбережений населения, что поддержало рост ресурсной базы банков и удлинение сроков привлекаемых средств. 2. Рост показателей внешней платежеспособности России в сочетании с либерализацией валютного законодательства и укреплением рубля стимулировали приток капиталов, резко повысили привлекательность российского банковского сектора для иностранных инвесторов. 3. Снижение уровня инфляции, рост конкуренции, обусловленный открытием ключевых сегментов национального финансового рынка, дали импульс быстрому развитию новых перспективных видов финансовых услуг (прежде всего в сфере розничных и инвестиционно-банковских услуг). Несомненна значимость этих результатов для формирования в России более зрелой банковской системы. В то же время нельзя не отметить ряд очевидных издержек проводимой политики. Изъятие через механизм Стабилизационного фонда значительной части поступающих в экономику средств привело к снижению с 2004 г. среднего уровня ликвидности в банковской системе, а повышение мобильности трансграничных капиталов обусловило и значительный размах ее внутригодовых колебаний. Последний стал достигать двух и более раз. Это создало определенную нагрузку на устойчивость банков, закономерным следствием которой стал локальный кризис 2004 г. Те же причины порождают масштабные скачки ставок денежного (межбанковского) рынка. Это до сих пор не позволяет сформировать в российской экономике надежный ориентир стоимости денег, аналогичный тем, которые имеются в большинстве других экономик. Сгладить отмеченные скачки могла бы развитая система рефинансирования банков со стороны Банка России. Однако органы денежно-кредитного регулирования оказались не готовы к ее формированию, опасаясь снижения стерилизационного эффекта проводимой политики. Сопоставляя опыт ряда стран, первоначально находившихся в близких «стартовых» условиях, нельзя не заметить, что успехи в части повышения роли банковской системы в развитии национальной экономики могли бы быть гораздо более весомыми. Объем банковских кредитов экономике (по отношению к ВВП) в России все еще весьма мал и растет темпами, существенно отстающими от динамики многих других стран с переходными и развивающимися экономиками. Рост внутреннего рынка кредитов катастрофически отстал от развития фондового рынка. Если по показателю капитализации рынка акций в отношении к ВВП Россия превзошла уровень таких стран, как Германия, Италия и Япония, то по показателям развития кредитного рынка она находится близко к концу списка стран с переходными и развивающимися экономиками. Столь резкая диспропорция означает, что достигнутая высокая рыночная оценка стоимости российских компаний вынужденно опирается на приток не внутренних, а внешних капиталов. Это становится фундаментальным фактором неустойчивости всей национальной финансовой системы. Утрата темпа насыщения экономики кредитом – следствие локального кризиса 2004 г., который в определенной степени явился результатом однобокой стерилизационной политики органов денежно-кредитного регулирования. Другой причиной стала медлительность в создании системы обязательного страхования вкладов и обеспечении доступа банков к привлечению средств накопительной пенсионной системы. В результате значительная часть банковской системы оказалась отрезана от наиболее длинных внутренних кредитных ресурсов. В предлагаемых банковской системой кредитах по-прежнему крайне низка доля долгосрочных ссуд. Это ограничивает роль банков в финансировании инвестиций. Доля кредитов сроком свыше трех лет в предоставленных предприятиям ссудах составляет всего лишь 14%, без учета Сбербанка. Вклад кредитов российских банков в финансирование инвестиций в основной капитал не превышает 10%. При этом около 40% выдаваемых инвестиционных кредитов сконцентрированы в топливно-добывающем секторе. Неудивительно, что уровень инвестиций в отношении к ВВП в России – один из самых низких среди стран с переходной и развивающейся экономикой – 20% против 26% в среднем по странам с аналогичным кредитным рейтингом (с учетом инвестиций в оборотный капитал). Усиливается разрыв между объемом финансовых накоплений, вложенных российскими резидентами в зарубежные активы и в национальную финансовую систему. В отношении к ВВП объем средств государства и частного сектора, размещенный в зарубежных финансовых активах, находится на уровне наиболее богатых и развитых стран (75%). Одновременно величина ресурсов, сконцентрированных в национальном банковском секторе (52% ВВП), близка к показателям финансово неблагополучных стран. При этом основным источником оттока средств за рубеж являются органы денежно-кредитного регулирования, направляющие более трети валовых национальных сбережений на финансирование других стран через накопление ресурсов в Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах. Результатом становится парадоксальная ситуация, когда при избытке финансовых ресурсов национальная банковская система остается недокапитализированной. Как следствие, он не может конкурировать с зарубежными финансовыми институтами в кредитовании наиболее перспективных российских компаний. Более того, он сам становится легкой добычей для внешней экспансии. Вряд ли такая ситуация отвечает стратегическим интересам России. Примеры ряда других стран, столкнувшихся с быстрым ростом внешних финансовых накоплений, показывают, что существуют пути неинфляционной трансформации этих накоплений в капитализацию национального банковского сектора. Об этом, в частности, говорит опыт КНР, нашедшей неинфляционные механизмы использования части валютных резервов для рекапитализации ведущих банков. К сожалению, этот актуальный для России опыт остается невостребованным. В качестве основной цели государственного денежно-кредитного регулирования, прописанной в «заявлении Правительства Российской Федерации Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года», называется ограничение прироста потребительских цен (в пределах 5,5-7,5%), для достижения чего Банк России будет использовать уже известные инструменты: депозитные аукционы по привлечению средств кредитных организаций (на срок от двух недель до трех месяцев), аукционы биржевого модифицированного РЕПО по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа (на срок от 28 дней до шести месяцев), прямые продажи Банком России государственных облигаций из своего портфеля без обязательства обратного выкупа, проведение ломбардных кредитных аукционов, кредиты «овернайт» и внутридневные. При этом, поскольку основной стратегической целью называется снижение инфляции, Банк России отказывается от формулирования каких-либо других, не связанных с нею, среднесрочных ориентиров политики. Следуя этой логике, Банк России не пытается использовать денежно-кредитную политику в качестве инструмента развития банковской системы. Последнее рассматривается как самостоятельный и практически независимый от денежно-кредитной политики процесс. Но из указанного выше специального программного документа («Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 г.»), который, по существу, носит характер письма и не имеет юридической силы, делаю вывод, что Банк России все-таки намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. А на следующем этапе (2009—2015 годы) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.