3 апр. 2012 г.
Home »
» Налоговый федерализм как основа взаимоотношений бюджетов.
Налоговый федерализм как основа взаимоотношений бюджетов.
Федеративные государства – это союзные государства, в состав которых входят члены федерации. Перед ними постоянно стоит сложная проблема распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых средств в соответствии с федеральным законодательством. Основы налогового (фискального) федерализма закладывались в 1990-1991 гг. Он предполагает разделение налоговых полномочий между федеральной (центральной) властью и властями регионов, входящих в состав РФ (субъектов Федерации, а также местными органами самоуправления). Решение вопроса о налоговом федерализме зависит от оптимального, научно-обоснованного распределения налоговых доходов между звеньями бюджетной системы и закрепления за ними финансовых ресурсов в соответствии с федеральным законодательством, а внутри каждого звена – в соответствии с решением органов представительной власти субъектов Федерации. Основные принципы распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня: налоговое равенство прав и полномочий всех членов федерации; сбалансированность бюджетов каждого уровня; заинтересованность всех органов власти в наращивании собственных доходов; равномерность поступлений налоговых платежей в течение года, недопущение кассовых разрывов; отказ от сепаратных соглашений центра с отдельными членами федерации, ущемляющих интересы единого государства, а также других членов федерации. Методы налогового регулирования (налоговая практика зарубежных стран): закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разного уровня; установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий бюджет; распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня в форме трансфертных платежей. Трансфертные платежи – это суммы, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему в безвозвратной и бесплатной формах. Существуют два вида трансфертных платежей: дотации и субвенции. Дотация – субсидия, выделяемая нижестоящему бюджету на покрытие дефицита бюджета без заранее оговоренных условий. Субвенция – это целевая субсидия. Она предоставляется на определенных условиях и если не используется или используется не в полном объеме, то возвращается полностью либо в оставшейся сумме вышестоящему бюджету. Кроме того, в настоящее время используются бюджетные кредиты, когда члены федерации получают из центра суммы на условиях возврата и оплаты процента. Эти методы применяются и в России. Первый метод – четкое разграничение налогов и сборов между бюджетами разного уровня. НК закрепил все налоги и сборы за соответствующими бюджетами – федеральным, региональным и местным. В то же время нет постоянства и происходит нередко передача налогов из одного бюджета в другой (лесной, водный налог). Второй метод – установление нормативов отчисления от конкретных федеральных налогов региональным бюджетам. При принятии федерального бюджета на предстоящий год определяются такие доли отчисления. Вначале предполагалось устанавливать эти нормы стабильными, однако последние несколько лет они постоянно корректируются в сторону повышения в пользу Федерации. Третий метод – трансферты. В России созданы специальные фонды для оказания поддержки субъектам РФ. Первый такой фонд – Фонд финансовой поддержки регионам был образован в 1994 г. За счет НДС, а позже – за счет отчислений от федеральных налогов. Кроме этого фонда функционируют: фонд регионального развития; фонд компенсации, предназначенный для осуществления специальных программ; фонд развития региональных финансов, средства которого направляются на финансирование оздоровления бюджетов субъектов РФ. Порядок предоставления и расходования этих фондов определяется Правительством РФ. Помимо трансфертных платежей, ха счет налоговых доходов федерального бюджета предоставляются бюджетные кредиты юридическим лицам под банковские гарантии, залог имущества, в том числе акций и других ценных бумаг. В целях укрепления доходной базы местных бюджетов в соответствии с НК представительным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставку налога на прибыль в размере не более 5% для зачисления в свои бюджеты. Более половины налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете, главным образом за счет высокой доли косвенных налогов, которые быстро и масштабно приносят доход. Прямые налоги аккумулируются на региональном уровне. В последние годы наметилась тенденция к появлению у регионов финансовых доходов, связанных с коммерческой деятельность, помимо налоговых доходов. Кроме того, региональные власти активно действуют на рынке капиталов. В связи с тем, что расходная часть региональных и местных бюджетов продолжает увеличиваться, налоговых поступлений крайне недостаточно. Для каждого региона РФ, прежде всего, стоит задача улучшения собираемости налогов и усиления налогового контроля. Однако проблема улучшения распределения доходов между бюджетами разного уровня сохраняется. С этой целью прежде всего необходимо пересмотреть группировки территорий при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ с учетом экономического потенциала, географического положения, природных условий. Кроме того, необходимо отказаться от регулярного уточнения сумм каждого региона в фондах помощи субъектам РФ. Это обеспечит определенную устойчивость их доходов.
0 коммент.:
Отправить комментарий