5 апр. 2012 г.
Home »
» Хеджирование в мировой экономике: явление мировой экономики, основные понятия
Хеджирование в мировой экономике: явление мировой экономики, основные понятия
Хеджирование, оно же «встречная сделка» , имеет более чем вековую историю существования, что может показаться странным - ведь основная часть публикаций и научных изысканий на эту тему приходится на 80-е и 90-е годы ХХ века. Однако сомневаться в том, что ещё в 1848 году обращавшиеся на CBOT (Chicago Board of Trade) фьючерсные контракты на зерно могли использоваться для нейтрализации рыночных рисков, не приходится.
Можно также с уверенностью сказать, что вся широчайшая структура современных рынков производных финансовых инструментов обязана своим существованием именно потребностью в страховании рисков вследствие наличия общей рыночной неопределённости.
Вместе с тем хеджирование остаётся до некоторой степени «уделом избранных», и не только в России.
Сущность хеджирования
Приведем несколько определений понятия хеджирование:
Хеджирование - это страхование риска изменения цены актива, процентной ставки или валютного курса с помощью производных инструментов .
Хеджирование - это использование производных и непроизводных финансовых инструментов (последних только в ограниченном числе случаев) для частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости хеджированных статей, то есть защищаемых финансовых инструментов. В официальных документах Комиссии по фьючерсной торговле США (CFTC -Commodity Futures Trading Commission) подчёркивается, что настоящий хедж должен включать позиции по производным контрактам, которые экономически связаны с кассовой (хеджируемой) позицией и предназначены для снижения рисков, возникающих в ходе обычных коммерческих операций данной компании .
Суммируя эти определения, можно сделать 3 основных вывода:
A. Любой актив, денежный поток или финансовый инструмент подвержен риску обесценения. Эти риски, согласно общепринятой классификации, делятся в основном на ценовые и процентные. Отдельно можно выделить риск невыполнения контрактных обязательств (поскольку финансовые инструменты, по сути, являются контрактами), называемый кредитным.
Б. В целях защиты от денежных потерь по определённому активу (инструменту) может быть открыта позиция по другому активу (инструменту), которая, согласно мнению хеджера, способна компенсировать данный вид потерь. Такая операция и называется хеджированием. Вместе с тем следует заметить, что в современной концепции инвестиционного менеджмента трактовка хеджа имеет несколько более обширный характер и охватывает всю совокупность действий, направленных на устранение или уменьшение рисков, имеющих природу возникновения от внешних источников. Та же концепция утверждает, что использование финансовых деривативов в целях управления рисками удобно, но вовсе не обязательно.
Принятие решения о хеджировании
Хеджировать или не хеджировать? Общего ответа для всех случаев, конечно, нет. Впрочем, за примерами не нужно далеко ходить. По оценкам экспертов, размеры потерь от колебаний цен на экспортные товары (особенно нефть) в границах российской национальной экономики и вовсе грандиозны. Они составляют около 25 - 30 млрд. долларов в год. Даже учитывая, что хеджирование не всегда полностью уместно, возможно снижение размера потерь никак не меньше чем на 18-20 млрд. долларов в год. Бюджет, соответственно, только от снижения прямых налоговых поступлений теряет ежегодно 6-8 млрд. долларов . В самом деле, после представленных цифр проводить более углубленный анализ потерь, с учетом мультипликаторов и прочих стандартных процедур, не представляется необходимым. В любом случае, решение о хеджировании - очень ответственное решение. Моральную подготовку к нему можно условно разбить на несколько этапов:
1. Идентификация рисков. Прежде, чем принимать какие-либо решения о хеджировании, руководство компании должно определить риски, которым подвержена компания. Эти риски, в общем случае, относятся к двум категориям: операционные и финансовые. Операционные риски, как правило, связаны с производственный деятельностью компании и в общем случае не хеджируются, так как отсутствуют соответствующие им рыночные инструменты. Финансовый - это риск, которому корпорация подвергается из-за своей зависимости от таких рыночных факторов, как процентные ставки, обменные курсы и цены товаров. Большинство финансовых рисков могут хеджироваться благодаря наличию развитых и эффективных рынков, на которых эти риски перераспределяются между участниками. При определении того, какой риск хеджировать, менеджер по рискам должен различать риски, влекущие дополнительные выгоды для компании, и риски, дополнительных выгод не предполагающие. Большинство компаний исходят из того, что они будут вознаграждены за риски, связанные с основной производственной деятельностью. Все остальные риски подлежат хеджированию - если это возможно.
2. Анализ масштаба рисков. Здесь необходим экономический анализ перспектив движения рынка и сравнение величины возможных изменений с масштабом операций (либо же капиталом) компании. В конце концов, хеджирование не всегда целесообразно.
3. Оценка затрат на хеджирование. Стоимость хеджирования должна оцениваться с учётом возможных потерь в случае отказа от хеджа. Несомненно, стратегии хеджирования требуют денежных затрат, но «экономически оправданные расходы приемлемы, тогда как фактические убытки - нет». В связи с этим необходимо отметить, что стратегии, основанные на производных финансовых инструментах, используются вместо традиционных способов именно благодаря меньшим накладным расходам вследствие высокой ликвидности срочных рынков.
4. Оценка эффективности хеджирования. Расходы на хеджирование должны быть полностью экономически оправданы, то есть используемый инструмент должен максимально удовлетворять изначальной цели -страхованию риска. Выбор такого инструмента может быть сделан, например, с помощью корреляционного анализа ценовой чувствительности. Подходящий уровень корреляции зависит от осмотрительности самого риск-менеджера. Например, если волатильность хеджируемого инструмента спот высока, осуществлять хеджирование даже с низкой корреляцией предпочтительнее, чем не осуществлять его вообще.
Важно не упускать из виду, что при хеджировании валютный или процентный риск не уничтожается полностью - он трансформируется в базисный риск. Под базисом следует понимать разницу стоимостей кассового и производного инструментов, которая тоже подвержена изменениям в условиях рынка. Эффективность хеджевой позиции - далеко не постоянная величина, а значит, хеджирование - динамичный процесс.
0 коммент.:
Отправить комментарий