2 апр. 2012 г.
Home »
» Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины
Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины
Становление социологии как фундаментальной научной дисциплины, характеризуется развитием собственной научной методологии, оформлением знания в систему, развитием собственной системы методов познания и области приложений. Начиная с этого этапа, социология развивает себя на собственной основе. Вместе с тем характеризуя современный нам этап развития социологии необходимо отметить, что в социологии пока нет сколько-нибудь общепринятой общей теории общества.
К одной из ведущих теоретических доктрин современного периода относят структурный функционализм. Его основоположниками считают Т. Парсонаса, Р.Мэртона, У. Мура, Дж. Хоманс, Н.Смелзера.
Талкотт Парсонс (1902-1979) -”Социальная система” “Социологическая теория и современное общество”. Главный тезис Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого взаимодействия.
Отношения структурных единиц строится на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого. Парсонс выделил 4 вида таких функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы - обязательных норм, правил и т.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой функции соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, - партии, государство, - семья, школа, религия)
Другим важнейшим направлением является развитие конфликтологической теории, в которой конфликт представлен как универсальный механизм социального прогресса и регулирования. представителями которой являются Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Болдинг.
Льюис Козер (1913-) определил конфликт как явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов и переоценку ценностей. Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливающего правила социального взаимодействия. Каждый раз конфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликт сплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции и развития группового самосознания. Основными путями разрешения конфликтов является консенсус и конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе.
Третье направление в развитии современной социологической теории - леворадикальная социология. Ее основой является идея об исчерпании движущих сил развития индустриального общества и необходимости радикальных перемен. Леворадикальная социология представлена Франкфуртской школой, одним из лидеров которой является Г.Маркузе (Фрейдо-марксизм)
Герберт Маркузе (1898-1979) “Одномерный человек” - полагал, что в результате действия государства и стоящих за ним господствующих классов через средства массовой информации намеренно формируется одномерное видение мира: ориентация на абсолютнуюэффективность производства, ориентация на искусственное создание развращающих людей потребностей, представление о тождественности технологического и духовного развития общества. В результате пролетариат перестал быть революционным классом интегрировавшись в привычную систему ценностей, а общество утратило возможности развития. Тотальное отрицание индустриального общества возможно путем “революции в сознании”, составной частью которой является сексуальная революция. Носителями революции сознания являются те, кто обладает двумерным мышлением: интеллигенция, служащие, опирающиеся на нищие массы третьего мира, национальные и религиозные меньшинства.
Функции трудового коллектива
Трудовой коллектив – это форма организованной и устойчивой совместной трудовой деятельности людей, в которой осуществляется взаимодействие их интересов, а также интересов каждого из них с общими интересами коллектива.
Как социальная организация трудовой коллектив есть разновидность общественного института.
Социальная структура коллектива – это прежде всего совокупность целевых и должностных групп, а также ячеек общественных организаций и отношений между ними. Эти группы объединены единством целей и различаются по производственным и социальным функциям при их реализации.
Труд в его широком понимании выполняет социоантропогенетическую функцию. А трудовая организация, коллектив – многофункциональное образование.
Его основными функциями являются:
➢ Производственная;
➢ Совладельческая;
➢ Организационно-регулятивная, или управленческая;
➢ Социальная;
➢ Воспитательная;
Основная функция – производственная. Для того чтобы коллектив работал эффективно, важно создать нормальные условия труда и отдыха. Кроме того, это важное условие для воспроизводства рабочей силы.
Производственная функция коллектива отражает в основном технико-экономическое содержание труда.
Реализацию основной функции предопределяет последующую, тоже очень важную функцию – совладельческую (на средства производства). Эта функция проявляется прежде всего в социальных отношениях в процессе трудовой деятельности. Коллектив, приватизировавший основные фонды предприятия (завода, фабрики, рудника, земли и построек, конторы и банки и т.д.), выступает как субъект регулирования условий своего развития. Совладельческая функция отражает – его социально-экономический характер и выражается, в частности, в социальной структуре коллектива. Совладельческая функция на совместном и частном предприятии будет выражать место и роль коллектива в общественной организации труда, системе распределения произведенного продукта, способе его присвоения.
Степень реализации этой функции можно измерить с помощью таких показателей, как:
• Социальная организация трудового коллектива;
• Система подбора, расстановки, обучения, социального, вертикального перемещения кадров;
• Совершенствование отношения к труду;
• Морально-психологический климат и др.
Трудовая деятельность человека имеет большое значение в процессе формирования его личности. Сфера влияния труда охватывает все важнейшие элементы структуры личности. Труд чаще всего становится организующим и координирующим центром психологических потребностей людей, средством, упорядочивающим их жизнь, регулирующим поведение, взаимоотношения с окружающей средой. Таким образом, основной функцией является производство материальных и духовных ценностей. В ее реализации коллектив выступает в первом лице.
Что касается функции совладельца общенародной собственности на средства производства, то коллектив по иронии судьбы долгое время был только вторым лицом, так как главным распорядителем средств производства до последнего времени оставалось все-таки государство, а не предприятие.
Реализация функции совладения средствами производства наиболее полно проявляется, когда работники вступают на путь аренды или приватизации предприятия.
Важной функцией трудового коллектива, объединения является управленческая. Наиболее полно она реализуется через управление и самоуправление предприятием. Участие трудящихся в организации производства – это осуществление властных функций.
На предприятии действуют различные общественные объединения трудящихся, в частности, советы трудовых коллективов (СТК). Как форма участия рабочих в управлении предприятием она зародилась в1918 – 1920гг. в Германии, была отмечена в 30-х гг., а затем вновь восстановлена в 1945 г. в СССР советы трудовых коллективов появились в конце 80-х – начале 90-х годов.
Промышленная, а шире – трудовая демократия в лице СТК предполагала расширить границы реального влияния трудящихся на предприятии управленческих решений. Им даже предоставлялось право вето на многие решения администрации, что было предусмотрено законом о государственном предприятии (объединении). Согласно этому закону, на предприятии должно произойти разделение властей: СТК выступает как заводской парламент, дирекция, администрация – как исполнительная власть. Как показала жизнь, полномочия и ответственность трудовых коллективов, не имеющих четких юридических рамок и гарантий, оказались очередным демократическим мифом.
Ясные, всесторонние взвешенные законы, охраняющие интересы трудящихся, очень нужны сейчас, во время неразберихи, вседозволенности директорского корпуса; во время, когда появляется много новых форм организации предприятия.
Этапы анализа эмпирических данных.
1. Контроль за качеством заполнения инструментария.
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п.
а) Выявление правильность ответа, на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется.
b) Подсчитывание неправильных ответов.
При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10 – 15 % основных вопросов, против них контролер ставит отметку «нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию.
2. Кодирование и обобщение информации.
Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1 в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Но перед этим надо закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос.
Кодирование – связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении.
Результаты обобщения называют социологической информацией.
При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь программиста.
3. Шкала измерений.
Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают соответствующие альтернативы, варианты ответов. По вариантам ответов проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.
В социологических исследованиях применяются, шкалы трех основных типов:
1. Номинальная – простейшая. Фиксирует ответ («да» или «нет»). Вопросы способствующие выявлению мнений, оценок, объективных характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.). 2. Ранговая – фиксирует более определенное состояние, отражающее ранжированное распределение типа («холодно» - «тепло» - «горячо»). Основное число вопросов анкеты или бланка интервью.
3. Интервальная – интервалы, цифры. Она допускает обстоятельную математическую обработку информации (возраст, образование, стаж работы, учебы и др.)
4. Группировка.
Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Если взять в качестве важнейшего признака уровень образования, то групп будет не две, а как минимум три или четыре.
Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп.
Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (по полу, возрасту и образованию), тогда это – перекрестная, или комбинированная группировка. Она может быть структурной, типологической, аналитической – все зависит от решаемых в ходе исследования задач.
Структурная – установка возрастного состава опрашиваемых.
Типологическая – по признаку как отношение к частной собственности.
Аналитическая – если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы по данной проблеме.
5. Интерпретация данных.
Решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога.
Общая логика интерпретации состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин, а как социологические данные.
От возможных крайностей, неумышленных заблуждений исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Характер проверки гипотез определяется видом исследования.
При пилотажном исследовании – гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величиной.
При описательном исследовании – чтобы подойти как можно ближе к истине, следует из всей опрошенной совокупности выделить однородные по социально-демографическим характеристикам подгруппы.
Способ превращения описательного исследования в показатель – сравнение рядов распределения по относительно однородным подгруппам из обследуемой совокупности с помощью внутреннего и внешнего соотнесения.
6. Отчет о социологическом исследовании.
Итоги анализа полученной информации отражаются в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе научные выводы и рекомендации.
Первый раздел содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работ и т.п.).
Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. Каждый раздел или даже параграф целесообразно завершать выводами.
Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на трех-четырех десятках или на двух-трех сотнях страниц. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструкции, а также таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования.
0 коммент.:
Отправить комментарий