9 апр. 2012 г.
Home »
» ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ФОРМЫ
ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ФОРМЫ
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Многие правители древности с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Известно несколько путей решения этой проблемы:
ограничение государственных расходов;
увеличение налогов, пошлин и тарифов;
заем денег внутри страны или за рубежом.
Но самоограничение противно человеческой природе. Увеличение налогового пресса имеет объективные пределы. А долги нужно возвращать. Тогда экономическая мысль древнего мира открыла четвертый путь балансирования государственных бюджетов: выпуск в обращение дополнительного количества денег.
В древности роль денег выполняли слитки драгоценных металлов, вес и проба которых удостоверялась купеческими гильдиями, храмами, правителями городов. Подобные деньги имели хождение в Древнем Египте и Вавилоне в IV-II тысячелетиях до н. э., но впервые стали чеканиться в Ливии в VII-VI веках до нашей эры. Чеканка монет из драгоценных металлов, а в последствии из меди и железа стала важнейшей государственной монополией.
Однако это не приносило никаких доходов государству, если содержание монеты полностью соответствовало номиналу. Но стоит лишь уменьшить содержание драгоценных металлов, сохранив прежний номинал, и правительство получает новый источник пополнения бюджета. Этот процесс получил название «порчи монет». Возможно, его в Афинах впервые ввел Гиппий, который еще в VI веке до нашей эры ополовинил содержание серебра в монете. Достоверно известно, что порчу денег широко практиковали римские императоры. Так, в период правления Нерона (54-68 гг. н. э.) вес золотой монеты уменьшился на 10%, а серебряного денария на 12%, кроме того, его проба уменьшилась из-за добавления 10% меди. При императоре Трояне (98-110 гг.) уменьшение серебряной пробы денария продолжилось, а содержание медной лигатуры возросло до 15%.
Можно сделать вывод, что развитие инфляционных процессов стимулировалось, главным образом, чисто денежными факторами, а не изменениями в стоимости товаров. Инфляционные процессы, обусловленные необходимостью перераспределения в пользу государства или отдельных секторов хозяйства, происходили еще до введения бумажных денег, но масштабы инфляционного перераспределения были скромнее.
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х годов.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Инфляция – это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
К инфляционным причинам роста цен можно отнести:
Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.
Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.
В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен.
В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией достаточно ограничены.
В-пятых, инфляция приобретает особый характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.
Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.
В России можно выделить следующие специфические причины инфляции:
деформация народно-хозяйственной структуры, а именно существенное отставание в развитии одних отраслей производства при чрезмерном развитии других;
другая причина - сам хозяйственный механизм централизованной экономики, отсутствие эффективных экономических рычагов, регулирующих соотношение между денежной и товарной массой;
низкая эффективность капиталовложений, что сказывалось на экономическом росте;
несбалансированность потребительского рынка, тотальный дефицит, углубление финансового кризиса, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, отсутствие антиинфляционного регулирования.
Эти причины лежат внутри нашей национальной экономики, но к росту инфляции привели также и причины внешнего характера:
значительная заинтересованность отечественного потребителя в импортных товарах, цены на которые растут параллельно с падением курса национальной валюты;
сокращение налоговых поступлений от внешней торговли;
рост (или падение) цен на энергоносители, сырье на внешнем рынке;
неблагоприятная ситуация на отдельных мировых рынках сырья, зерна и т.д.
Виды инфляции классифицируют по нескольким категориям. С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:
1.Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.
2.Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.
3.Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.
С точки зрения критерия соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:
сбалансированная инфляция;
несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:
ожидаемую;
неожидаемую.
Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности. Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением, поэтому различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется инфляцией спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.
Инфляция спроса (demand-pull inflation) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики:
MS×V=P×Q.
Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P.
Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.
Инфляция предложения (cost-push inflation) или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль «цены – зарплата».
Если исходить из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:
открытую;
подавляемую.
Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавляемой инфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Это послужило основой создания модели инфляции (подавляемой) Б.Хансеном, одним из современных представителей Стокгольмской школы. В последнее десятилетие инфляционным ожиданиям придается большое значение.
Все вышеперечисленные виды инфляции существуют только при открытом типе инфляции. Он характерен для рыночной экономики со свободными ценами. Главный признак – рост цен.
При подавленном типе, рост цен на товары и услуги может и не наблюдаться. Подавленный тип инфляции характерен для экономики с фиксированными ценами.
И главный признак – дефицит предложения.
Яркий пример подавленной инфляции – СССР. На протяжении нескольких десятилетий пачка соли стоила 1 копейку, мороженое – 20 копеек. Цены были фиксированными. Об этом, посещая магазины, вспоминают все пожилые люди (поэтому и хотят вернуть прежние времена). Дефицит был нормой жизни. «Черный рынок» негласно существовал, и цены на нем постоянно росли.
0 коммент.:
Отправить комментарий