11 апр. 2012 г.

Финансовый план как важнейшая часть бизнес-плана

Финансовое планирование – это планирование всех доходов предприятия и направлений расходования денежных средств для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план. Он составляется на период от трёх до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными. Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы. Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. Бизнес-план предприятия связан с внутрифирменной стратегией планирования, но предназначен только для обоснования получения средств из внешнего источника, то есть получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда [4, с. 321]. В бизнес-плане обосновывается определенная социально-экономическая цель: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, создание новых рабочих мест и т.д. На вновь создаваемые или открываемые предприятия разрабатывается бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем показателям проектирования, строительства или освоения нового производства товаров и услуг. На уже действующих предприятиях бизнес-планы создаются с целью достижения определенных стратегических, тактических или оперативных задач, связанных с дальнейшем развитием предприятия. Также бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. Бизнес-план обычно состоит из трех разделов: 1. Резюме – это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес – проекту и получить необходимые кредиты для его практической реализации. В нем должны быть показаны необходимость его финансирования, а также планируемая эффективность и практическая реализуемость. Резюме составляется на основе уже готового бизнес-плана [4, с. 328]. Излагается главная цель проекта, его эффективность и социально-экономическая значимость, обеспечение и механизм реализации, предполагаемые источники финансирования, сроки окупаемости и возврата займов, гарантии. 2. Основная часть содержит следующие подразделы: • содержательная часть практически каждого бизнес-плана начинается с описания предприятия, на котором будет реализован проект или для которого должен быть разработан бизнес-план. Необходимо предоставить о предприятии следующие сведения: история предприятия, текущее состояние, перспективы его развития, организационная структура, учредители, численность его работников, достоинства и недостатки местоположения предприятия и его место на рынке, основные клиенты и партнеры) [5, с. 7]; • описание продукции или услуг – необходимо дать общее представление о товаре и раскрыть его конкурентоспособность, показать динамику спроса, расширение рынка продаж, возможность совершенствования; • анализ рынка и стратегия маркетинга – характеристика рынка, ценовая политика предприятия, стратегия продвижения на рынок, проработанная стратегия сбыта продукции или услуг, оценка эффективности производства и сбыта продукции; • в производственном плане дается описание выбираемого для проекта местоположения, требуемых производственных площадей и помещений, технологий и оборудования, необходимых материальных и людских ресурсов, а также энергетического и инженерского обеспечения [5, с. 12]; • организационный план – решает такие вопросы, как организационная схема управления, состав подразделений и их функции, кадровое расписание, правовое обеспечение и возможные льготы, а также график реализации проекта; • финансовый план – приводятся данные о переменных и постоянных затратах, калькуляции себестоимости, расходах на реализацию проекта, о источниках финансирования, прогнозируемый баланс, поток наличных денег – кассовый план, баланс доходов и расходов и т.д.; • эффективность проекта состоит в раскрытии его общественной значимости, финансовой состоятельности. Расчет эффективности проектов осуществляется на основе данных отчета о движении денежных средств [5, с. 29]; • оценка рисков реализации проекта – задача этого подраздела состоит в том, чтобы указать будущим инвесторам и кредиторам на возможные риски при реализации проекта, а также методы защиты от их влияния; • приложения – важная часть бизнес-плана. Они способствуют разгрузке основного текста от подробностей и дают возможность предоставить потенциальным партнерам и инвесторам различные дополнительные материалы, к числу которых относятся лицензии и сертификаты, биографии персонала, фотографии продукции, результаты испытаний, выписки из законодательных и нормативных документов [5, с. 36]. 3. Стратегия финансирования проекта. Характеризует величину источников финансирования инновационного проекта, дает обоснование полного возврата средств и получения доходов. Материальный продукт всего процесса финансового планирования - финансовый план, описывающий финансовую стратегию компании и прогнозирующий ее результаты с помощью прогнозных финансовых отчетов: балансового, отчета о прибылях и убытках, об источниках и использовании фондов. План формулирует финансовые цели и эталоны для оценки положения компании. Обычно он также дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как поставленные цели должны быть достигнуты. Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Обычно финансовый план представлен тремя основными документами: • балансовой ведомостью. Балансовая ведомость представляет финансовые условия компании к определенной дате. Она детально описывает элементы собственности компании (активы) и величину обязательств (пассив). Она также показывает чистую стоимость компании и ее ликвидность. Этот документ необходимо составлять на три-четыре года вперед; • отчетом о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки; • отчетом о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных потоков помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства. Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устройстве финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени [3, с. 265]. Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени. Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду. На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта. Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто используемые в практике промышленных предприятий следующее: • получение финансовых ресурсов путем выпуска акций (наиболее распространенная и предпочитаемая форма финансирования в первоначальный период реализации крупных проектов); • долговое финансирование (приобретение долгосрочного кредита в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств); • лизинговое финансирование [3, с. 297]. Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта. Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.