3 апр. 2012 г.

Эмиссионные и инвестиционные операции

Эмиссионные операции — это операции, предусматривающие выпуск компанией или банком собственных ценных бумаг и их размещение на рынке. Кроме того, к эмиссионным также относят операции, включающие: конструирование эмиссии, планирование и разработку условий первичного размещения ценных бумаг, организационное сопровождение эмиссии и др. Цель таких операций: 1) формирование и увеличение капитала компании или банка; 2) привлечение средств для активных операций и инвестиций; 3).участие в уставном капитале акционерного общества с це¬лью контроля над собственностью. Формирование уставного капитала реализуется путем выпуска акций. Цена, по которой акции размещаются среди учредителей, может соответствовать номиналу или быть выше. Когда акции продаются по цене выше номинала, образуется эмиссионный до¬ход, обеспечивающий увеличение уставного капитала.Увеличение уставного капитала влияет на рост собственных средств и их удельного веса в совокупном капитале, что способ¬ствует повышению устойчивости и надежности банка или акцио¬нерного общества. К эмиссионным ценным бумагам относят облигации, кото¬рые обеспечивают дополнительные финансовые ресурсы. Дан¬ный вид привлечения средств в настоящее время наиболее при¬емлем как для эмитента, так и для инвестора. Акционерам он интересен, во-первых, тем, что в случае выпуска облигаций не происходит уменьшения их доли в уставном капитале, а во-вто¬рых, цена привлечения заемного капитала в долгосрочном плане всегда ниже, чем собственного, поскольку проценты по облига¬циям и кредитам могут включаться в себестоимость продукции, а дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли.Банковские структуры могут выпускать долговые инструмен¬ты — депозитные и сберегательные сертификаты, позволяющие привлекать значительные ресурсы.Векселя (неэмиссионные ценные бумаги) также позволяют увеличить собственные ресурсы. Акции и облигации можно рассматривать не только с точки зрения формирования с их помощью уставного или привлек заемного капитала для пополнения собственных финансовых ресурсов, но и с точки зрения инвестиционной привлекательности и как объект инвестирования на вторичном рынке. Учитывая.,что основная масса выпущенных в обращение акций отечествен предприятий неликвидна, организация новых эмиссий для них весьма затруднительна. Кроме того, выпуск новых акций приводит к изменению структуры собственности акционерного общества — доля старых акционеров уменьшается, и они рискуют потерять контроль над предприятием.Если эмиссия акций и проводится, то лишь в пределах 10—15% от уставных капиталов акционерных обществ. Следовательно, новые эмиссии акций как инструмент привлечения финансовых ресурсов в ближайшее время будут играть незначительную роль.Что касается выпуска облигаций как объекта инвестирования то они наиболее привлекательны для коммерческих банков. После кризиса 1998 г. банки испытывают избыточную ликвидность,и если эмитент будет способен предложить приемлемый уровень риска и доходности, то банковские портфеля пополнятся российскими корпоративными облигациями.При выпуске ценных бумаг, служащих инструментами привлечения средств, надо учитывать такие параметры, как цена размещения и объем размещения (количество размещаемых ценных бумаг или количество привлекаемых финансовых ресурсов). Здесь необходимо найти такое сочетание этих параметров, чтобы одно¬временно удовлетворялись два критерия: • максимальная цена размещения (понимаемая как цена пред¬лагаемого финансового инструмента); • максимальный объем привлечения. Чаще всего в качестве отправной точки принимается величина финансовых ресурсов, которые предполагается привлечь. Это обусловлено тем, что объем привлечения зависит как от потребностей эмитента, так и от характеристик рынка, на котором предполага¬ется осуществить привлечение.Объем эмиссии может быть ограничен. С точки зрения по¬требностей эмитента объем привлечения должен соответствовать величине финансирования эффективных инвестиционных проек¬тов, которые могут быть безусловно реализованы эмитентом. Кроме того, объем привлечения должен соответствовать инвестиционному потенциалу тех инвесторов, на которых ориентирован выпуск ценных бумаг, служащих инструментом привлечения финансиро¬вания. При этом затраты на организацию выпуска и размещения должны быть минимальными. Они различаются в зависимости от вариантов привлечения финансирования, но имеют некоторый объективный порог снижения, поэтому накладывают ограничения на объем привлекаемого финансирования («ограничение снизу»). К ограничениям величины объема эмиссии относятся: 1. Ограничение снизу (т.е. объем эмиссии не может быть мень¬ше некоторой величины, а именно величины затрат на орга¬низацию выпуска и размещения); 2. Ограничения сверху (объемом инвестиционных проектов эмитента, под реализацию которых привлекаются финансо¬вые ресурсы). После определения пределов объемов эмиссии наступает оче¬редь выявления цены размещения. В качестве ориентира здесь используются цены облигаций той же категории качества и того же срока обращения, которые уже обращаются на рынке. Определение цены размещения акций более сложно. С одной стороны, есть достаточно четкий ориентир — курс акций данного эмитента на вторичном рынке, однако он совершенно не приго¬ден, если акции выводятся на другой рынок. Общепризнанно, что для успешного размещения цена размещения должна быть немного ниже курса вторичного рынка. Однако это верно только для развитых рынков.В российских условиях могут складываться совсем иные ситу¬ации. Например, цена размещения может оказаться выше курса акций на вторичном рынке.Если не существует специфических условий, способных вы¬звать превышение цены размещения над курсом на вторичном рынке, общий стандарт — размещение по цене немного ниже курса вторичного рынка — должен действовать. В противном случае эми¬тент рискует разместить акций меньше, чем предполагает. Кроме того, неудачное размещение зачастую приводит к падению курса на вторичном рынке. Эмитентами ценных бумаг могут быть как корпоративные кли¬енты, так и государство. Ценные бумаги государства имеют срав¬нительно низкий риск, могут продаваться с минимальными дохо¬дами и обладают высокой ликвидностью. Эти качества государ¬ственных ценных бумаг делают их наиболее привлекательными для инвестора, благодаря чему они занимают ведущие позиции на российском фондовом рынке.Ценные бумаги, выпускаемые корпоративными инвесторами могут различаться по своим характеристикам. Если предприятие создано недавно и не занимает определенную рыночную нишу его ценные бумаги, обладая высокой доходностью, под наибольшему риску. Инвестиционная привлекательность ценных бумаг может быть оценена только при тщательном анализе финансового состояния эмитента и перспектив его ик¬онных проектов. Чем ниже статус эмитента, тем больше прав , гарантий для инвестора должен содержать выпуск ценных бумаг (например, право конверсии в иные ценные бумаги и т.д.). Среди эмитентов корпоративных ценных бумаг ведущее положение принадлежит банкам. Банковское дело в настоящее является наиболее прибыльным, правила и условия выпуска и ращения ценных бумаг жестко регламентированы Банком России, фондовые инструменты имеют высокий по сравнению с другими эмитентами рейтинг надежности. Как уже отмечалось, на российском фондовом рынке эмитенты, как правило, не используют имеющиеся инструменты для привлечения инвестиционных средств через эмиссию акций. Это обусловлено тем,что формирование российского рынка корпоративных ценных бумаг происходило под сильным, влиянием результатов ваучерной приватизации. Основное внимание на первых этапах формирования российского фондового рынка уделялось решению вопроса о перераспределении прав собственности на ценные бумаги, закреплению этих прав за новыми владельцами и их юридической защите.Таким образом, фондовый рынок эмитентов носит редистрибутивный характер. Движение акций на этом сегменте рынка обусловлено перераспределением контроля над акционерным обществом. Эмитенты испытывают недостаток инвестиционных средств для модернизации и развития производства. В свою очередь инвесторы, имея денежные средства, не вкладывают их в производственный сектор экономики. Инвестиционные операции — это деятельность по вложению (ин¬вестированию) денежных и иных средств в ценные бумаги, рыночная стоимость которых способна, расти и приносить доход в форме про¬центов, дивидендов, прибыли от перепродажи и др. Цели проведения инвестиционных операций: • расширение и диверсификация доходной базы банка или ак¬ционерного общества; • повышение финансовой устойчивости и понижение общего риска за счет расширения видов деятельности; • обеспечение присутствия банка или акционерного общества на наиболее динамичных рынках (в первую очередь на орга¬низованном фондовом рынке и различных его сегментах), удержание рыночной ниши; • расширение клиентской и ресурсной базы, видов услуг, ока¬зываемых клиентам, посредством создания дочерних финан¬совых институтов; • усиление влияния на клиентов (через контроль их ценных бумаг). Инвестиционные операции могут различаться по срокам: • краткосрочные спекуляции и арбитражные сделки (срок мо¬жет быть ограничен одним днем); • краткосрочные инвестиции (до одного года, носят преиму¬щественно спекулятивный характер); • среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет) инвестиции. По целям вложений бывают; • прямые инвестиции — осуществляются с целью непосред¬ственного управления объектом инвестиций через контрольный пакет акций или в иной форме контрольного участия; • портфельные инвестиции — осуществляются в форме покуп¬ки ценных бумаг, принадлежащих различным эмитентам и не обеспечивающих контрольное участие и прямое управле¬ние объектом инвестиций. Цель подобных инвестиций (в отличие от прямых) — получение прибылей от роста курсо¬вой стоимости портфеля, от созданных ими стабильных де¬нежных потоков (дивидендов, процентов) при диверсифи¬кации рисков (прямые инвестиции, наоборот, связаны с кон¬центрацией рисков на одном или малом числе объектов). Рассмотрим инвестиционные операции на примере деятель¬ности коммерческого банка. Главная задача инвестиционной дея¬тельности для банка состоит в правильном формировании его инвестиционного портфеля. Инвестиционный портфель представляет собой совокупность активов, сформированных в сознательно определенной пропорции для достижения одной или нескольких инвестиционных целей. Теорети¬чески портфель может состоять из бумаг одного вида, а также менять свою структуру путем замещения одних бумаг другими. Однако каждый отдельный вид ценных бумаг, как правило, не может обеспечить достижения поставленных инвестицией целей. Основная задача портфельного инвестирования — улучшить условия инвестирования, придав совокупности ценных бумаг инвестиционные характеристики, не достижимые о позиций и взятой ценной бумаги и возможные только при их комбинации. Перед формированием портфеля ценных бумаг необходима ко определить инвестиционные цели, а именно: конкретные значения доходности, риска, периода, формы и размеров вложений в ценные бумаги. Цели, которые преследует инвестор (банк), -основная детерминанта конечного выбора инвестиционных инструментов. Чаще всего коммерческие банки на рынке ценных бумаг преследуют следующие цели: • гарантия определенных платежей к известному сроку, пример, банк привлек средства через размещение собственных векселей в размере 1 млн долл. под 12% годовых СРОком на 1 год и должен так их разместить, чтобы к концу года получить не менее 1 млн 120 тыс. долл.; • получение регулярных текущих выплат и гарантирован, платежей к известному сроку. Например, банк привлек депозит средства вкладчиков в размере 1 млн долл. под 12%годовых с выплатой процентов ежемесячно. Каждый месяц банк должен выплачивать вкладчикам 10 тыс. долл., а через год должен иметь, по крайней мере, 1 млн долл. на выплату основной суммы долга. Соответственно ему необходимо создать такой портфель инвестиций, который способствовал бы получению текущих платежей в размере не менее чем 10 тыс. долл. США в месяц, а к концу срока вкладов гарантировал бы платеж не менее чем 1 млн долл.; • максимизация дохода к определенному сроку. В этом случае банк не связан определенными обязательствами, например,при инвестировании собственных средств в ценные бумаги. Если исходить из большинства представленных инвестицион¬ных целей и общей сути банковского дела, то можно сказать, что банк, являясь посредником «депозитного» типа, инвестирует сред¬ства, взятые в долг. Но если при определении инвестиционных целей уровень доходности банк устанавливает самостоятельно, то в отношении уровня риска существуют внешние ограничения, определяемые центральными банками или законодательно. Очевидно, что большинству инвестиционных целей коммерчес¬кого банка соответствуют инвестиции в так называемые долговые инструменты. Долговые ценные бумаги как вложение в невеще¬ственный актив представляют собой средства; данные в долг в об¬мен на право получения дохода в виде процента, и обязанность заемщика вернуть сумму долга в указанное время. По сути, покупку долговой ценной бумага можно охарактеризовать как заключение кредитного договора,но в отличие от последнего ценная бума¬га обладает рядом преимуществ, одно из которых — ликвидность. Таким образом, наиболее распространенным объектом инвес¬тирования для коммерческих банков являются долговые ценные бумаги (векселя, облигации). После того как определены инвестиционные цели и выбраны для инвестирования соответствующие виды ценных бумаг (акции, облигации, срочные инструменты), важно произвести внутригрупповую оценку выбранных инструментов с позиции инвестиционных целей будущего портфеля. Результатом процесса оценки должны быть конкретные параметры, соответствующие поставленным целям, а именно доходность и цена каждого отдельного инструмента.Несмотря на все разнообразие долговых ценных бумаг, с точ¬ки зрения методов расчета основных характеристик можно выде¬лить две основные группы — купонные и дисконтные инструмен¬ты. Первые подразумевают обязательство эмитента ценной бума¬ги выплатить помимо основной суммы долга (номинала ценной бумаги), еще и заранее оговоренные проценты, начисляемые на основную сумму долга. Вторые представляют из себя обязатель¬ство уплатить только заранее оговоренную сумму.На рынке ценных бумаг в РФ обращаются ценные бумаги как первой, так и второй группы.По отдельно взятой группе долговых ценных бумаг могут на¬блюдаться незначительные расхождения в методах расчета тех или иных показателей, связанные с особенностью конкретного инст¬румента, но основные принципы расчетов неизменны.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.