3 апр. 2012 г.
Home »
» Эмиссионные и инвестиционные операции
Эмиссионные и инвестиционные операции
Эмиссионные операции
Эмиссия ценных бумаг — это совокупность действий эмитента по подготовке выпуска и размещению ценных бумаг.
Порядок эмиссии устанавливается и регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», Законом РФ «Об акционерных обществах», действующими актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (Федеральной службы по финансовым рынкам), в частности «Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утвержденными Постановлением ФКЦБ № 03-30/пс от 18 июня 2003 г. и зарегистрированными в Минюсте РФ 29 августа 2003 г. за № 5032, и другими нормативными актами.
Стандарты регулируют эмиссии акций, облигаций и опционов, а также порядок регистрации этих бумаг. Их действие не распространяется на эмиссию государственных и муниципальных бумаг, а также облигаций Банка России.
Государственные и муниципальные ценные бумаги.
Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации.
Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и / или исполнение федерального бюджета.
Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. [ФЗ №136 от 29.07.1998? ст. 2]
Выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.
В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.
Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.
Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отдельный выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг. [ ФЗ №136 от 29.07.1998, ст. 5]
Условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.
Эмитент в соответствии с Генеральными условиями принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг (далее - условия эмиссии), включающие указание на:
вид ценных бумаг;
минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг. Отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;
номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;
порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;
порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
размер дохода или порядок его расчета;
иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию:
С 1 января 2008 года в абзаце втором части второй статьи 9 слова "с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет" будут исключены (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
Действие абзаца второго части второй статьи 9 в части разбивки на бюджет развития и текущий бюджет приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2006 года Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ, с 1 января по 31 декабря 2007 года - Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ.
• о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;
• о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;
• об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.
Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на составление и / или исполнение федерального бюджета.
Эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.
Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на составление и / или исполнение федерального бюджета. [ФЗ №136 от 29.07.1998, ст. 9]
Эмиссионные операции — это операции, предусматривающие вы¬пуск компанией или банком собственных ценных бумаг и их размещение на рынке. Кроме того, к эмиссионным также относят операции, вклю¬чающие конструирование эмиссии, планирование и разработку усло¬вий первичного размещения ценных бумаг, организационное сопро¬вождение эмиссии и др.
Цель таких операций:
• формирование и увеличение капитала компании или банка;
• привлечение средств для активных операций и инвестиций;
• участие в уставном капитале акционерного общества в целях контроля над собственностью.
Формирование уставного капитала реализуется путем выпуска ак¬ций. Цена, по которой акции размещаются среди учредителей, может соответствовать номиналу, а может быть и выше. Когда акции прода¬ются по цене выше номинала, образуется эмиссионный доход, обес¬печивающий увеличение уставного капитала.
Увеличение уставного капитала влияет на рост собственных средств и их удельного веса в совокупном капитале, что способствует повыше¬нию устойчивости и надежности банка или акционерного общества.
Уставный капитал может и уменьшаться в результате снижения номинальной стоимости акций или аннулирования их части. Подоб¬ная эмиссионная практика вполне реальна в силу высокого рейтинга тех или иных акций
( в первую очередь банковских) на фондовом рынке, надежности и доходности инвестиций в банковское дело. Кроме того, акционерное общество или банк могут производить операции по дви¬жению собственных акций: выкупать их у акционеров, продавать на фондовом рынке, аннулировать. К подобным операциям относится получение дивидендов по принадлежащим акционерам акциям.
К эмиссионным ценным бумагам относят облигации, которые обес¬печивают дополнительные финансовые ресурсы. Этот вид привлече¬ния средств в настоящее время наиболее приемлем как для эмитента, так и для инвестора. Акционерам он интересен, во-первых, тем, что в случае выпуска облигаций не происходит уменьшения их доли в уставном капитале, а во-вторых, цена привлечения заемного капитала в долгосрочном плане всегда ниже, чем собственного, поскольку про¬центы по облигациям и кредитам могут включаться в себестоимость продукции, а дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли.
Банковские структуры могут выпускать долговые инструменты — депозитные и сберегательные сертификаты, позволяющие привлекать значительные ресурсы.
Векселя (не эмиссионные ценные бумаги) также позволяют уве¬личить собственные ресурсы.
Эмиссия ценных бумаг позволяет реконструировать собственность, снизить различные риски, секюритизировать задолженность, улучшить финансовое положение акционерного общества или банка и добиться оптимального управления финансовыми потоками. Эти операции осу¬ществляются в основном на первичном рынке ценных бумаг.
Акции и облигации можно рассматривать не только с точки зре¬ния формирования с их помощью уставного капитала или привлече¬ния заемного капитала для пополнения собственных финансовых ресурсов, но и с точки зрения инвестиционной привлекательности и как объект инвестирования на вторичном рынке. Поскольку основ¬ная масса выпущенных в обращение акций отечественных предприятий неликвидна, организация новых эмиссий для них весьма затруднитель¬на. Кроме того, выпуск новых акций приводит к изменению структу¬ры собственности акционерного общества: доля старых акционеров уменьшается, и они рискуют потерять контроль над предприятием. Если эмиссия акций и проводится, то лишь в пределах 10—15% ус¬тавных капиталов акционерных обществ. Следовательно, новые эмис¬сии акций как инструмент привлечения финансовых ресурсов в бли¬жайшее время будут играть незначительную роль.
Что касается выпуска облигаций как объекта инвестирования, то они наиболее привлекательны для коммерческих банков. После кризиса 1998 г. банки испытывают избыточную ликвидность, и если эмитент будет способен предложить приемлемый уровень риска и доходно¬сти, то банковские портфели пополнятся российскими корпоратив¬ными облигациями.
При выпуске ценных бумаг, служащих инструментами привлече¬ния средств, надо учитывать такие параметры, как цена размещения и объем размещения (количество размещаемых ценных бумаг или количество привлекаемых финансовых ресурсов). Здесь необходимо найти такое сочетание этих параметров, чтобы одновременно удов¬летворялись два критерия:
• максимальная цена размещения (понимаемая как цена предла¬гаемого финансового инструмента);
• максимальный объем привлечения.
Чаще всего в качестве отправной точки принимается величина финансовых ресурсов, которые предполагается привлечь. Это обус¬ловлено тем, что объем привлечения зависит как от потребностей эмитента, так и от характеристик рынка, на котором предполагается осуществить привлечение.
Объем эмиссии может быть ограничен. С точки зрения потребно¬стей эмитента объем привлечения должен соответствовать размерам финансирования эффективных инвестиционных проектов, которые могут быть безусловно реализованы эмитентом. Кроме того, объем привлечения должен соответствовать инвестиционному потенциалу тех инвесторов, на которых ориентирован выпуск ценных бумаг, слу¬жащих инструментом привлечения финансирования. При этом затра¬ты на организацию выпуска и размещения должны быть минималь¬ными. Они различаются в зависимости от вариантов привлечения финансирования, но имеют некоторый объективный порог сниже¬ния, поэтому налагают ограничения на объем привлекаемого фи¬нансирования («ограничение снизу»). К ограничениям объема эмис¬сии относятся:
• ограничение снизу (т.е. объем эмиссии не может быть меньше некоторой величины, а именно затрат на организацию выпуска и размещения);
• ограничения сверху (объемом инвестиционных проектов эмитен¬та, под реализацию которых привлекаются финансовые ресурсы). После определения пределов объемов эмиссии наступает очередь выявления цены размещения. В качестве ориентира здесь использу¬ются цены облигаций той же категории качества и того же срока об¬ращения, которые уже обращаются на рынке.
Определение цены размещения акций более сложно. С одной сто¬роны, есть достаточно четкий ориентир — курс акций данного эми¬тента на вторичном рынке, однако он совершенно не пригоден, если акции выводятся на другой рынок. Общепризнанно, что для успеш¬ного размещения цена размещения должна быть немного ниже курса вторичного рынка. Однако это верно только для развитых рынков.
В российских условиях могут складываться совсем иные ситуа¬ции. Например, цена размещения может оказаться выше курса акций на вторичном рынке. Такое происходит в том случае, когда новый выпуск акций предполагается разместить в основном среди несколь¬ких крупных инвесторов, каждый из которых ориентирован на по¬купку достаточно крупного пакета (либо предполагается только один стратегический инвестор). В этом случае для этих инвесторов может оказаться дешевле купить акции более дорого, но сразу крупным пакетом, чем скупать на вторичном рынке тот же самый пакет, рискуя поднять курс выше той цены, по которой предполагается прово¬дить размещение.
Если не существует специфических условий, способных вызвать ситуацию, когда цена размещения превысит курс на вторичном рын¬ке, общий стандарт — размещение по цене немного ниже курса вто¬ричного рынка — должен действовать. В противном случае эмитент рискует разместить акций меньше, чем предполагает. Кроме того, неудачное размещение зачастую приводит к падению курса на вто¬ричном рынке.
Эмитентами ценных бумаг могут быть как корпоративные клиенты, так и государство. Ценные бумаги государства имеют сравнительно низкий риск, могут продаваться с минимальными доходами и облада¬ют высокой ликвидностью. Эти качества государственных ценных бумаг делают их привлекательными для инвесторов, благодаря чему они занимают около трети объема российского фондового рынка. Остав¬шаяся часть структуры фондового рынка приходится на корпоратив¬ные облигации и акции (соответственно 30 и 40%).
Ценные бумаги, выпускаемые корпоративными инвесторами, мо¬гут различаться по своим характеристикам. Если предприятие создано недавно и не занимает определенной рыночной ниши, то его ценные бумаги, обладая высокой доходностью, подвержены наибольшему риску. Инвестиционная привлекательность таких ценных бумаг мо¬жет быть оценена только при тщательном анализе финансового со¬стояния эмитента и перспектив его инвестиционных проектов. Чем ниже статус эмитента, тем больше прав, гарантий для инвестора дол¬жен содержать выпуск ценных бумаг (например, право конверсии в иные ценные бумаги и т.д.).
Если предприятие хорошо зарекомендовало себя на фондовом рынке, имеет реальные возможности инвестирования в экономику и прибыльно, то его ценные бумаги обладают большей предсказуемо¬стью показателей и могут быть более предпочтительными для инве¬стора. При этом оптимально с учетом оценки финансовой ситуации в стране определяют параметры предстоящего выпуска ценных бумаг и те преимущества, которые будет иметь эмитент и его инвестици¬онная программа. Однако чрезвычайно важны следующие основные требования к эмитенту: осуществление анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг, ее прогнозирование, оценка макроэкономической и де¬нежной конъюнктуры и ее влияния на фондовый рынок, изучение со¬стояния дел в отраслях и на отдельных предприятиях, тенденции в дина¬мике курсовой стоимости и других показателей по отдельным видам ценных бумаг, анализ изменения правовой, информационной и других сфер, оценка отдельных инвестиционных проектов и определение ко¬нечной эффективности отдельных операций с ценными бумагами.
Среди эмитентов корпоративных ценных бумаг ведущее положе¬ние принадлежит банкам. Банковское дело в настоящее время явля¬ется наиболее прибыльным, правила и условия выпуска и обращения ценных бумаг жестко регламентированы Банком России, фондовые инструменты имеют высокий по сравнению с другими эмитентами рейтинг надежности.
Как уже отмечалось, на российском фондовом рынке эмитенты, как правило, не используют имеющиеся инструменты для привлече¬ния инвестиционных средств через эмиссию акций. Это обусловлено тем, что формирование российского рынка корпоративных ценных бумаг происходило под сильным влиянием результатов ваучерной приватизации. Основное внимание на первых этапах формирования российского фондового рынка уделялось решению вопроса о пере¬распределении прав собственности на ценные бумаги, закреплению этих прав за новыми владельцами и их юридической защите.
Таким образом, фондовый рынок эмитентов носит редистрибутивный характер. Движение акций на этом сегменте рынка обуслов¬лено перераспределением контроля над акционерным обществом. Эмитенты испытывают недостаток инвестиционных средств для мо¬дернизации и развития производства. В свою очередь инвесторы, имея денежные средства, не вкладывают их в производственный сектор экономики.
Инвестиционные операции
Инвестиционные операции — это деятельность по вложению (инве¬стированию) денежных и иных средств в ценные бумаги, рыночная стои¬мость которых способна расти и приносить доход в форме процентов, дивидендов, прибыли от перепродажи и др. Цели проведения инвести¬ционных операций:
• расширение и диверсификация доходной базы банка или акци¬онерного общества;
• повышение финансовой устойчивости и понижение общего риска за счет расширения видов деятельности;
• обеспечение присутствия банка или акционерного общества на наиболее динамичных рынках ( в первую очередь на организо¬ванном фондовом рынке и различных его сегментах), удержа¬ние рыночной ниши;
• расширение клиентской и ресурсной базы, видов услуг, оказы¬ваемых клиентам, посредством создания дочерних финансовых институтов;
• усиление влияния на клиентов (через контроль их ценных бумаг).
Инвестиционные операции могут различаться по срокам:
• краткосрочные спекуляции и арбитражные сделки (срок может быть ограничен одним днем);
• краткосрочные инвестиции (до одного года, носят преимуще¬ственного спекулятивный характер);
среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) инвес¬тиции.
По целям вложений инвестиции бывают:
■ прямые — осуществляются в целях непосредственного управления объектом инвестиций через контрольный пакет акций или в иной форме контрольного участия;
■ портфельные — осуществляются в форме покупки ценных бу¬маг, принадлежащих различным эмитентам и не обеспечиваю¬щих контрольное участие и прямое управление объектом инве¬стиций. Цель подобных инвестиций (в отличие от прямых) — получение прибылей от роста курсовой стоимости портфеля, от созданных ими стабильных денежных потоков (дивидендов, про¬центов) при диверсификации рисков (прямые инвестиции, на¬
оборот, связаны с концентрацией рисков на одном или малом числе объектов).
Рассмотрим инвестиционные операции на примере деятельности коммерческого банка. Главная задача инвестиционной деятельности для банка состоит в правильном формировании его инвестиционного портфеля.
Инвестиционный портфель представляет собой совокупность ак¬тивов, сформированных в сознательно определенной пропорции для достижения одной или нескольких инвестиционных целей. Теорети¬чески портфель может состоять из бумаг одного вида, а также менять свою структуру путем замещения одних бумаг другими. Однако каж¬дый отдельный вид ценных бумаг, как правило, не может обеспечить достижение поставленных инвестиционных целей. Основная задача портфельного инвестирования — улучшить условия инвестирования, придав совокупности ценных бумаг инвестиционные характеристи¬ки, не достижимые с позиций отдельно взятой ценной бумаги и воз¬можные только при их комбинации.
Перед формированием портфеля ценных бумаг необходимо четко определить инвестиционные цели, а именно: конкретные значения до¬ходности, риска, периода, формы и размеров вложений в ценные бума¬ги. Цели, которые преследует инвестор (банк), — основная детерминан¬та конечного выбора инвестиционных инструментов. Чаще всего ком¬мерческие банки на рынке ценных бумаг преследуют следующие цели:
• гарантия определенных платежей к известному сроку. Напри¬мер, банк привлек средства через размещение собственных векселей в размере 1 млн. долл. под 12% годовых, сроком на I год и должен так их разместить, чтобы к концу года получить не ме¬нее 1120 тыс. долл.;
• получение регулярных текущих выплат и гарантирование плате¬жей к известному сроку. Например, банк привлек в депозит средства вкладчиков в размере 1 млн. долл. под 12% годовых с выплатой процентов ежемесячно. Каждый месяц банк должен выплачивать вкладчикам 10 тыс. долл., а через год должен иметь по крайней мере 1 млн. долл. на выплату основной суммы долга. Следовательно, ему необходимо создать такой портфель инвес¬тиций, который способствовал бы получению текущих плате¬жей в размере не менее 10 тыс. долл. США в месяц, а к концу срока вкладов гарантировал бы платеж не менее чем 1 млн. долл.;
• максимизация дохода к определенному сроку. В этом случае банк не связан определенными обязательствами, например, при инвестировании собственных средств в ценные бумаги.
Если исходить из большинства представленных инвестиционных целей и общей сути банковского дела, то можно сказать, что банк, являясь посредником «депозитного» типа, инвестирует средства, взя¬тые в долг. Но если при определении инвестиционных целей уровень доходности банк устанавливает самостоятельно, то в отношении уровня риска существуют внешние ограничения, определяемые центральны¬ми банками или законодательно.
Очевидно, что большинству инвестиционных целей коммерчес¬кого банка соответствуют инвестиции в долговые инструменты. Дол¬говые ценные бумаги как вложение в невещественный актив пред¬ставляют собой средства, данные в долг в обмен на право получения дохода в виде процента, и обязанность заемщика вернуть сумму долга в указанное время. По сути покупку долговой ценной бумаги можно охарактеризовать как заключение кредитного договора, но в отличие от последнего ценная бумага обладает рядом преимуществ, одно из которых — ликвидность.
Таким образом, наиболее распространенным объектом инвести¬рования для коммерческих банков являются долговые ценные бумаги (векселя, облигации). После того как определены инвестиционные цели и для инвестирования выбраны виды ценных бумаг (акции, об¬лигации, срочные инструменты), важно провести внутри групповую оценку выбранных инструментов с позиции инвестиционных целей будущего портфеля. Результатом процесса оценки должны быть кон¬кретные параметры, соответствующие поставленным целям, а имен¬но доходность, риск и цена каждого отдельного инструмента.
Несмотря на все разнообразие долговых ценных бумаг, с точки зрения методов расчета основных характеристик можно выделить две основные группы: купонные и дисконтные инструменты. Первые под¬разумевают обязательство эмитента ценной бумаги выплатить поми¬мо основной суммы долга (номинала ценной бумаги) еще и заранее оговоренные проценты, начисляемые на основную сумму долга. Вто¬рые представляют собой обязательство уплатить по окончании срока обращения только заранее оговоренную сумму (номинал). Реализу¬ются на рынке они по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом.
На российском рынке ценных бумаг обращаются ценные бумаги, как первой, так и второй группы.
По отдельной группе долговых ценных бумаг могут наблюдаться незначительные расхождения в методах расчета тех или иных показа¬телей, связанные с особенностью конкретного инструмента, но ос¬новные принципы расчетов неизменны. [1,330]
0 коммент.:
Отправить комментарий