10 апр. 2012 г.

Государственный долг и его виды

Результатом государственных заимствований является внутренний и внешний долг. Рассмотрим более подробно сущность государственного и муниципального долга и его состав. Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга как долговых обязательств России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. С точки зрения материально-вещественного содержания, госу¬дарственный долг выступает как сумма долговых обязательств го¬сударства по выпущенным и непогашенным государственным зай¬мам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным го¬сударством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными органи¬зациями и иными субъектами международного права. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Привлечения заемных средств государствами и муниципалитетами является эмиссия долговых государственных и муниципальных ценных бумаг. Данная форма становится все более преобладающей в современном мире, вытесняя кредиты и несекьюритизированные займы. Ее можно назвать основной формой заимствований в настоящее время. Государственные ценные бумаги выпускаются (эмитируются) органами государственной власти и другими, уполномоченными на это субъектами. Заемные средства правительство или муниципалитет получают вследствие размещения эмитированных ценных бумаг. Долгосрочные государственные (муниципальные) ценные бумаги часто называют государственными (муниципальными) облигациями. Объем эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг описывается с помощью двух основных показателей: валового объема эмиссии (брутто - эмиссия) и чистого объема эмиссии (нетто – эмиссия). Валовой объем эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг характеризует совокупный стоимостной (по номинальной стоимости эмитируемых ценных бумаг) объем выпущенных государственных (муниципальных) ценных бумаг. Чистый объем эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг характеризует прирост государственного (муниципального) долга. Показатель чистого объема эмиссии получается вычитанием из показателя валового объема эмиссии стоимости погашенных государственных (муниципальных) ценных бумаг. Кроме показателей объема эмиссии, другими основными параметрами эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг являются показатели доходности, а также показатели, характеризующие срок обращения ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг, как форма привлечения заемных средств государствами и муниципалитетами, в наибольшей степени свойственна промышленно развитым странам. На внутреннем рынке в настоящее время эти страны осуществляют заимствования практически только с использованием ценных бумаг, не прибегая к несекьюритизированным формам заимствований. На международном рынке различие между развивающимися и развитыми странами заметно меньше. За счет ликвидных ценных бумаг в настоящее время формируется, как правило, от 5 до 30% внешней задолженности государств. Ценные бумаги государств и муниципалитетов обычно подразделяют на две большие группы: - внутренние ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, размещаемые на внутреннем рынке; - внешние (международные) ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, размещаемые на внешних рынках. При размещении внутренних ценных бумаг их номинальная стоимость, как правило, устанавливается в национальной валюте. Обращение и погашение внутренних ценных бумаг осуществляется внутри страны. До последнего времени большинство стран устанавливали жесткие ограничения на участие нерезидентов на рынках государственных и муниципальных ценных бумаг. С усилением тенденции глобализации мирового финансового рынка и повышением значимости иностранных инвесторов для любого национального рынка эти ограничения существенно смягчались или отменялись совсем. Внешние ценные бумаги размещаются на внешних по отношению к стране регистрации эмитента рынках, т.е. на международном и иностранном рынках. Обращение и погашение внешних ценных бумаг осуществляется за пределами страны регистрации эмитента. Номинал внешних ценных бумаг устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается разместить ценные бумаги, либо в евровалюте. Пропорция между внутренним и внешним государственным долгом, а следовательно, между внутренними и внешними ценными бумагами, является важнейшей характеристикой, в значительной степени влияющей на эффективность государственных заимствований. В соответствии с американской практикой, под муниципальным долгом понимается не только долг местных органов власти, но и субъектов федерации. Поэтому к муниципальным ценным бумагам относят не только ценные бумаги, выпущенные муниципалитетами, но и ценные бумаги субфедерального уровня. Муниципальные ценные бумаги имеют некоторые особенности внутренней классификации. Основным критерием этой классификации является способ обеспечения обязательств по муниципальным ценным бумагам. Ценные бумаги муниципалитетов попадают на рынок либо как генеральные (или общие) облигации (general bonds), либо как доходные (revenue bonds). Первые обеспечиваются всеми доходами и другими финансовыми источниками эмитента, а также его правом на взимание налогов; вторые, в противоположность первым, обслуживаются за счет доходов от специально оговоренных проектов (например, платных дорог). Доходные облигации предполагают, что выплаты основной суммы и процентов осуществляются только в том случае, когда достигнут достаточный уровень доходности проекта. Генеральные облигации защищены неограниченной налоговой властью эмитента. Однако некоторые облигации такого рода ограничены в доходных источниках и своем количестве величиной налога на имущество, т.к. для администраций малых городов, школьных округов и т.д. налог на имущество, часто, является единственным доступным рычагом налоговой политики. Такие облигации известны как налоговоограниченные общие заемные облигации. Для более крупных эмитентов, таких как области или большие города источники налоговых доходов более диверсифицированы и могут включать корпоративные и частные налоги на доход, налоги с продаж, налоги на собственность. Такие облигации называются абсолютно верными и кредитоспособными. Определенные виды генеральных облигаций могут быть гарантированы не только общей налоговой властью эмитента, но также определенными гонорарами, грантами, специальными платежами, которые дают дополнительный доход из внешних общих фондов. Такие облигации известны как «двойные в обеспечении» (double - barreled) из-за двойственной природы их доходных источников. Доходные облигации выпускаются либо под финансирование муниципальных проектов, либо для финансирования предпринимательства, где эмитенты облигаций обеспечивают доход держателей облигаций за счет поступлений от действующих предприятий после завершения их строительства. Эмитент доходных облигаций обязан выплатить основную сумму и процентный доход только в случае достижения достаточно значительного уровня произведенного конкретным проектом дохода. При отсутствии средств эмитент не обязан производить выплат по облигациям. Доходные облигации представляют собой ценные бумаги с более высокой степенью риска, чем генеральные облигации и, как правило предлагают более высокую доходность. Широко распространились в последнее время гарантированные (или застрахованные) муниципальные облигации (insured bonds). Гарантированные муниципальные облигации – это облигации, имеющие гарантии, предоставляемые третьей стороной и предусматривающие выплату основной суммы и процентов в полном размере и своевременно. Появление стороннего гаранта повышает качество облигаций. Еще одним новым видом муниципальных ценных бумаг стали облигации рефинансирования или рефондированные облигации (refunded bonds, prerefunded bonds). Рефондированными облигациями являются облигации, которые первоначально могли быть выпущены как генеральные или доходные облигации, но потом стали обеспечиваться дополнительными фондами, полученными из правительственных источников. В мировой практике широкое распространение получил выпуск муниципальных облигаций «под доход от промышленного проекта» (industrial revenue bonds), мобилизующих средства под строительство производственных объектов, с их последующей продажей или сдачей в аренду частным корпорациям. Таким образом, проведение муниципальных займов становится реальным механизмом формирования и модернизации промышленной структуры регионов. Без определения целей государственных заимствований невозможно эффективное управление государственным долгом, так как неясны сами принципы, на основе которых можно сделать вывод об эффективности или неэффективности такого управления. В теоретических работах часто используется следующая классификация целей государственных и муниципальных заимствований: - фискальные цели, или цели распределения дохода; - экономическая стабилизация и экономическое стимулирование; - оптимизация распределения общественных ресурсов. Достижение фискальных целей предполагает, что правительство осуществляет свою долговую политику таким образом, чтобы обеспечить финансирование необходимых государственных программ, направленных на поддержание приемлемого уровня доходов, решение других социальных проблем. В этом случае правительство также преследует цель достижения наиболее выгодных условий осуществления заимствований. Для этого, государственный орган, уполномоченный управлять государственными заимствованиями, постоянно формирует оптимальный портфель государственных займов (т.е. управляет структурой займов и их объемами). Стабилизационная цель направлена на формирование нормальных условий для развития экономики в текущий момент времени. Цель оптимизации предполагает наилучшее распределение общественных ресурсов сегодня как основу для последующего экономического роста. Оптимизация распределения общественных ресурсов требует вмешательства государства в тех случаях, когда сам рынок недостаточно эффективно осуществляет такое распределение. С последней целью связана также проблема перераспределения ресурсов между поколениями. Привлекая финансовые ресурсы на долгосрочной основе, государство осуществляет такое перераспределение. Это имеет свое положительное значение, так как произведенные расходы капитального характера будут обеспечивать потребности не одного поколения. Поэтому было бы разумно распределить финансирование таких расходов на все поколения, чьи потребности они будут обеспечивать. В этом случае поколение, осуществляющее такие расходы несет то же финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Таким образом, при помощи государственных заимствований, осуществляется более равномерное распределение налогового бремени во времени. Распределение долгового (а следовательно и налогового) бремени между поколениями существенным образом влияет на современные и будущие соотношения между потреблением и сбережениями. Поэтому при осуществлении долгосрочных заимствований государство должно быть особенно осторожно. На практике теоретические цели государственных заимствований приобретают более конкретные формы: - финансирование текущего бюджетного дефицита; - погашение ранее размещенных займов; - сглаживание неравномерностей поступления налоговых платежей; - обеспечение банковской системы ликвидными резервными активами; - финансирование целевых государственных инвестиционных и социально – экономических программ; - воздействие на конъюнктуру финансового рынка; - поддержка социально значимых учреждений и организаций и т.д. С развитием финансовых рынков появляются и новые цели заимствований. Например, в Великобритании выпускаются UK ECU Bonds для пополнения валютных резервов.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.