10 апр. 2012 г.
Home »
» Государственный метрологический контроль и надзор за средст¬вами измерений
Государственный метрологический контроль и надзор за средст¬вами измерений
Закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля: утверждение типа средств измерений; поверка средств измерений; лицензирование деятельно¬сти юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются только в сферах, установленных законом. Поэтому разрабатываемые, производи¬мые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации сред¬ства измерений делятся на две группы: применяемые в сферах распростране¬ния Государственного метрологического контроля и надзора – эти средства измерений признаются годными для применения после их испыта¬ний, утверждения типа и последующих первичной и периодической поверок; не предназначенные для применения в сферах распространения Государ¬ственного метрологического контроля и надзора – за этими средст¬вами измерений надзор со стороны государства (Госстандарта России) не прово¬дится.
Государственный метрологический контроль и надзор распространяются на: здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции и взаимные расчеты, обеспечение обо¬роны государства, производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд, испытания и контроль качества продукции в це¬лях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ, обязательную сертификацию продукции, услуг и т.д. [2, с. 339].
В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» обязательными явля¬ются требования государственных стандартов по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имуще¬ства граждан, для обеспечения взаимозаменяемости продукции, единства мето¬дов их контроля и маркировки. В этой связи должны поверяться сред¬ства измерений, применяемые для контроля соответствия требованиям: к защит¬ным устройствам, к характеристикам детских игрушек, одежды и обуви; к уровню и времени вредных воздействий (уровню шума, вибрации, радиационных и электромагнитных излучений); к материалам, используемым при изготовлении продукции (ограничений по химическому составу, ограниче¬ний на допустимый уровень содержания вредных и опасных ве¬ществ и др.); к правилам эксплуатации продукции, ее технического обслужива¬ния и ремонта.
На основании сказанного выше можно сделать вывод, что для всех сфер измерений, предназначенных для серийного производства, целесообразно прово¬дить испытания с целью утверждения типа.
Утверждение типа – это первая составляющая государственного метрологиче¬ского контроля. Утверждение типа средств измерений прово¬дится в целях обеспечения единства измерений в стране и постановки на произ¬водство и выпуск в обращение средств измерений, соответствующих требованиям, установленным в нормативных документах.
Система испытаний и утверждения типа средств измерений включает: испыта¬ния средств измерений с целью утверждения типа; принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу сертифи¬ката об утверждении типа; испытания средств измерений на соответствие утвер¬жденному типу; информационное обслуживание потребителей измеритель¬ной техники, контрольно-надзорных органов и органов государствен¬ного управления.
Организационно в систему входят:
• научно-техническая комиссия по метрологии и измерительной технике Госстандарта России;
• Управление Госстандарта России, на которое возложено руководство рабо¬тами в Системе;
• Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС);
• государственные центры испытаний средств измерений;
• органы государственной метрологической службы.
Испытания средств измерений для целей утверждения типа проводят по программе, которая устанавливает объем и методику испытаний, их продолжи¬тельность, номенклатуру и количество документов, представляе¬мых на испытания, а также перечень документов, необходимых для государствен¬ной регистрации средств измерений утвержденных типов. За¬явки на проведение испытаний направляют в Госстандарт России, который принимает решение по заявке и направляет поручение государственным цен¬трам испытаний средств измерений (ГЦИ СИ) на проведение испытаний средств измерений для целей утверждения типа. При испытаниях средств измере¬ний для целей утверждения типа проверяют соответствие технической документации и технических характеристик средств измерений требованиям технического задания, обеспеченность средств измерений методиками и средст¬вами поверки.
На испытания средств измерений для целей утверждения типа заявитель представляет: образцы средств измерений; программу испытаний типа; про¬ект технических условий, подписанный руководителем организации-разработ¬чика. Количество представляемых образцов средств измерений и экземп¬ляров документов на испытания, а также необходимость представле¬ния дополнительных документов определяются программой испытаний. Кроме того, по согласованию с ГЦИ СИ представляют необходимые для испыта¬ний оборудование и средства измерений. После проведения испыта¬ний оборудование и средства измерений возвращают предприятию. По результа¬там проведенных испытаний исполнитель согласовывает методику поверки, описание типа и составляет в трех экземплярах акт испытаний средств измерений. При отрицательных результатах испытаний ГЦИ СИ состав¬ляет только акт испытаний. После утверждения акта испытаний средств измерений ГЦИ СИ, проводивший испытания, направляет первый экзем¬пляр акта с приложениями, отчетом об устранении замечаний по результа¬там испытаний, документами, представляемыми на испытания, в ад¬рес ВНИИМС.
ВНИИМС проверяет представленные в его адрес материалы испытаний на соответствие необходимым требованиям и готовит проект решения Госстан¬дарта РФ по результатам испытаний средств измерений. Госстандарт рассматри¬вает представленные документы и принимает решение об утвержде¬нии типа средств измерений, которое удостоверяется сертификатом об утверждении типа. После утверждения типа средств измерений Госстан¬дарт регистрирует его в государственном реестре и направляет сертификат об утверждении типа организации, представившей средства измерений на испыта¬ния.
Периодические контрольные испытания изделия на соответствие утвержден¬ному типу проводят в следующих ситуациях: при наличии информа¬ции от потребителей об ухудшении качества выпускаемых средств измерений; при истечении срока действия сертификата об утверждении типа; по решению Госстандарта при постановке на производство средства измере¬ний изготовителем и др.
Нормативная база Системы испытаний и утверждения типа средств измере¬ний изложена в следующих правилах:
• ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа»;
• ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испыта¬ний средств измерений и порядок их аккредитации». Аккредитация ГЦИ СИ служит официальным признанием их компетентности в проведе¬нии работ, связанных с испытаниями типа средств измерений и его утверждением в соответствии с законодательством РФ в области обес¬печения единства измерений.
• ПР 50.2.011-94 «ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений».
Второй составляющей государственного метрологического контроля явля¬ется поверка средств измерений, под которой понимается совокупность опера¬ций, выполняемых с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. Содержание, виды и методы поверки будут подробно рассмотрены в пятой главе.
Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовле¬нию, ремонту, продаже и прокату средств измерений – третья состав¬ляющая государственного метрологического контроля. Под лицензирова¬нием понимается выполняемая в обязательном порядке проце¬дура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осуществле¬ние им деятельности, не запрещенной действующим законодательством и подле¬жащей обязательному лицензированию. В данном случае лицензия – это разрешение, выдаваемое органом Государственной метрологической службы на закрепленной за ним территории юридическому или физическому лицу на осуществление им деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. Лица, претендующие на получение лицензии на изготовление средства измерений, должны иметь комплект конструктор¬ско-технологической документации на изготовление данного средства измере¬ния, имеющего сертификат об утверждении типа средства измерений, обеспечить условия для изготовления средства измерений в соответствии с документацией, условия для проведения органом ГМС испытаний на соответст¬вие утвержденному типу по месту изготовления данного средства измерений [4, с. 346].
Организации, претендующие на получение лицензии на ремонт средств измерений, должны иметь рабочие помещения, соответствующие требова¬ниям к организации ремонта средств измерений и условиям их хранения, необхо¬димое технологическое оборудование, ремонтные документы, квалифици¬рованные кадры, выполняющие работы по ремонту, юстировке и наладке средств измерений, должны обеспечить поверку средств измерений, выходящих из ремонта, своими силами либо путем договоров с уполномочен¬ными на это органами.
Организации, претендующие на получение лицензии на продажу и прокат средств измерений, также должны иметь рабочие помещения, соответствую¬щие требованиям к условиям хранения средств измерений, квалифицирован¬ные кадры и необходимое оборудование, обеспечивающие условия для демонст¬рации работоспособности средств измерений, должны обеспечить по¬верку средств измерений своими силами либо путем договоров.
В наименовании лицензии указывается вид лицензируемой деятельности, а в разделе «Область лицензирования» - номенклатура средств измерений, на которые распространяется данная деятельность. Лицензия выдается на срок не более пяти лет. Орган, выдавший лицензию, обязан проводить периодиче¬ский контроль за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятель¬ности. При обнаружении нарушений он может приостановить дейст¬вие лицензии на срок до устранения нарушений или аннулировать лицензию, изъяв ее.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» (далее Закон) разделил понятия «государственный метрологический контроль» (ГМК) и «государствен¬ный метрологический надзор» (ГМН). К первому, как отмеча¬лось выше, относятся утверждение типа средств измерений, их поверка и проце¬дура лицензирования, а ко второму – процедуры проверок соблюдения метрологических правил и норм, требований Закона, нормативных докумен¬тов. От эффективности ГМН зависит достижение основной цели Закона – за¬щита интересов граждан и государства в целом от отрицательных последст¬вий, вызванных неправильными результатами измерений.
Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. Одним из нормативных документов, регламентирующих проведение ГМН, являются правила ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государ¬ственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и примене¬нием средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм» [4, с. 348].
К объектам ГМН относятся аттестованные методики выполнения измере¬ний, т.е. имеющие утвержденный аттестат, свидетельство об аттестации, от¬чет об аттестации или другой документ, утвержденный в установленном на предприятии порядке. Последний должен содержать информацию о том, что методика прошла метрологическую аттестацию и метрологическую экспер¬тизу.
Второй документ по ГМН – правила ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществ¬ления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций». Имеются в виду операции, при которых материальные ценности переходят из собственности одного юридического (физического) лица в собственность другого, количе¬ство этих ценностей определяется тем или иным способом измерений, а цена и стоимость фиксируются.
Нарушением метрологических правил и норм считается не только использова¬ние средств измерений и вспомогательного оборудования, не соответ¬ствующих утвержденному типу, неповеренных, с нарушенным клей¬мом, дающих неправильные показания, но и отчуждение (продажа) меньшего количества товара по сравнению с засвидетельствованным для продажи (об¬вес или обмер) и отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует уплаченной сумме (обсчет).
При обнаружении нарушений метрологических требований, не касаю¬щихся средств измерений, права государственного инспектора по обеспече¬нию единства измерений ограничиваются возможностью выдачи предписа¬ния об устранении нарушений, составления протокола о нарушениях, кото¬рый должен быть направлен в территориальный орган Госторгинспекции для принятия мер. Последнее определяется Законом РФ, в соответствии с кото¬рым обмеривание, обвешивание и обсчет потребителей квалифицируются как их обман.
Органы Государственной метрологической службы на местах обычно рабо¬тают в контакте с местными органами Госторгинспекции при проведе¬нии совместных проверок и других мероприятий, направленных на обнаруже¬ние, предотвращение и устранение нарушений метрологических требо¬ваний при торговых операциях, связанных с определением количества отчуждаемых товаров.
Еще одним документом по ГМН являются правила ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количе¬ством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфа¬совке и продаже». Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии това¬ров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого пре¬дела, указанного в нормативной документации на продукцию. В правилах ПР 50.2.004-94 говорится, что погрешность определения содержимого нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении ГМН не должна превышать 1/5 предела допускаемого отклонения (недовложения).
Надзор за соблюдением метрологических требований, предъявляемых к партии фасованных товаров в упаковках, - более сложная процедура. Данный вид надзора основан на методах статистического контроля качества с использова¬нием таких понятий, как выборка, среднее арифметическое значе¬ние, среднее квадратическое отклонение и т.д.
Фасованные товары в упаковках – это упакованные товары с указанием на упаковке их количества, которое не может быть изменено без вскрытия или деформации упаковки. Основное требование, предъявляемое к партии фасован¬ных товаров в упаковках: среднее содержимое партии фасованных товаров в упаковках не должно быть меньше номинального количества, указан¬ного на упаковке. Другими словами, если в одной упаковке – недовложе¬ние, то в другой должно быть «перевложение», а в среднем партия должна соответствовать номинальному количеству, указанному на упаковке. Это очень важное требование, защищающее не каждого конкретного потребителя, а потребителя как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик товаров.
0 коммент.:
Отправить комментарий