12 апр. 2012 г.
Home »
» Особенности формирования рынка ценных бумаг в 90-е гг. ХХ в.
Особенности формирования рынка ценных бумаг в 90-е гг. ХХ в.
Пережив период «застойного» развития в советское время, когда существовал лишь рынок нерыночных государственных ценных бу¬маг, рынок ценных бумаг в начале 90-х годов XX в. вновь ступил на путь своего формирования.
В 1991 г. введено государственное лицензирование деятельности юридических и физических лиц на рынке ценных бумаг. Начался «взрывной» процесс формирования инвестиционных компаний. Про¬исходили массовое акционирование банков и выброс банковских ак¬ций на рынок. Начался массовый выпуск банками депозитных серти¬фикатов. Предприняты попытки вексельной эмиссии на товарных биржах для обслуживания межбиржевого и внутрибиржевого обраще¬ния. Формировался рынок ценных бумаг на предъявителя в качестве заменителей наличных денег. В июле законодательно определена воз¬можность приватизации предприятий путем создания акционерных обществ и продажи акций. Установлен порядок учреждения открытых акционерных обществ на основе государственных или муниципальных предприятий. Для формирования первичного фондового рынка преду¬сматривалось учреждение инвестиционных фондов и холдинговых компаний (Закон РСФСР «О приватизации государственных и му¬ниципальных предприятий»). Иностранным инвесторам предоставля¬лось право приобретения ценных бумаг, эмитируемых в стране («Ос¬новы законодательства об иностранных инвестициях в РСФСР»). В декабре были приняты Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, Закон РСФСР «О налоге на опе¬рации с ценными бумагами» [5, c.22].
В процессе чековой и денежной приватизации 1993 г. создается большое число акционерных обществ открытого и закрытого типов. Про¬исходило становление и развитие рынка государственных ценных бу¬маг. Проведены первые аукционы (аукцион по размещению первого трехмесячного выпуска ГКО состоялся 16 мая), сформированы торго¬вая, расчетная и депозитарная системы. Государственные ценные бума¬ги стали рассматриваться российскими инвесторами как привлекатель¬ный, надежный, высоколиквидный инструмент для вложения средств. Быстро развивалась сеть чековых инвестиционных фондов. В 1994 г. расширилось вексельное обращение. Обострились противоречия в сфере государственного регулирования финансового рынка, резко усилились позиции российского приватизационного агентства (Госкомимущества России) в качестве претендента на ведущую роль в регулировании рын¬ка. Ряд лицензионных и регистрационных функций был передан Ко¬миссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ. Развернулась дискуссия вокруг различных концепций развития рынка ценных бумаг в России. Имел место быстрый рост рынка ГКО, выпуще¬ны новые ценные бумаги — казначейские векселя/обязательства для покрытия бюджетного дефицита. Завершилась чековая приватизация. Зафиксированы первые финансовые крахи. Инфляция, желание разбо¬гатеть, наивность провоцировали широкие слои населения вкладывать свои средства в «высокодоходные ценные бумаги», которые оказыва¬лись в дальнейшем совсем не ценными, хотя и бумагами. Обманутые ожидания широких слоев населения на рынке ценных бумаг подорвали веру частного инвестора к финансовым институтам. Банки переживали серьезные трудности, что отразилось на рынке их акций.
В мае—июне активизировался процесс приватизации крупнейших предприятий. К концу года уже более 50 приватизированных предприя¬тий имели вполне ликвидный рынок своих акций, который оказался чрезвычайно доходным. В целом в течение года курсы акций резко колебались. Это явилось следствием переоформления портфелей ак¬ций, которое проводили крупнейшие участники рынка. Капиталы пе¬реводились ими из акций нефтяных компаний в акции предприятий других отраслей, еще не исчерпавших потенциал роста. Наряду с па¬дением курсов акций нефтяных компаний имел место рост курсов ак¬ций предприятий региональных энергосистем, горнодобывающей и металлургической промышленности, морского транспорта, промыш¬ленности стройматериалов, региональных телекоммуникационных систем, автомобилестроения. Частные компании использовали фон¬довый рынок для привлечения денежных средств населения, совер¬шались масштабные сделки с приватизационными чеками, рос инте¬рес к акциям приватизированных предприятий. Для покрытия своих расходов безынфляционным путем государство активизировало вы¬пуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Не считая эмитентов, к середине года на фондовом рынке действовало более 3000 инвестиционных институтов, а объем операций на нем достиг несколь¬ких десятков триллионов рублей.
К 1995 г. в основном завершилось акционирование предприятий, был введен валютный коридор, начался выход российских ценных бу¬маг на внешние фондовые рынки. С началом функционирования фон¬дового рынка обострились проблемы защиты прав акционеров, наве¬дения порядка с реестром акционеров на предприятиях, управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности. На предприятиях появились отделы управления имуществом, соб¬ственностью, приватизации и акционирования, фондовые отделы. Были созданы фондовые биржи и фондовые отделы валютных, товар¬ных и товарно-сырьевых бирж. Началось преобразование чековых при¬ватизационных фондов в инвестиционные. Развивались фондовые центры и магазины, инвестиционные и финансовые компании.
Осуществлялся массовый выпуск государственных ценных бумаг, особенно таких, как казначейские обязательства (КО), государствен¬ные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ). Особое внимание стало уделяться облигациям муниципаль¬ных займов. Наиболее известны жилищные займы (Нижний Новго¬род, Москва), телефонные и продовольственные займы (Белгород). Были выпущены в обращение финансовые и товарные векселя. 26 де¬кабря 1995 г. был принят Федеральный закон «Об акционерных общест¬вах», который детально регламентировал деятельность акционерных обществ на рынке ценных бумаг.
К началу 1996 г. был сформирован первичный рынок ценных бу¬маг. Фондовый рынок стал более жестко регулироваться государством. Вступил в действие Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г., активизировалась деятельность Федеральной комис¬сии по рынку ценных бумаг. Из приватизированных предприятий 67,1% ранее находились в муниципальной собственности, 14,3% — в собственности субъектов Федерации, 18,6% — в федеральной соб¬ственности. Среди приватизированных 41% составляли предприятия отраслей «малой приватизации» (торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения), 17,3% — промышленности, 2,2% — сельского хозяйства, 10,2% — строительства, 3,5% — транспорта и свя¬зи, 7,4% — жилищно-коммунального хозяйства и 5,4% — отраслей со¬циальной сферы [4, с.164].
В результате приватизации негосударственный сектор стал кон¬курировать с государственным в производстве валового внутреннего продукта. Приватизация из массовой превратилась в «точечную». До¬стигнув своего пика в период «ваучерной» кампании, когда привати¬зация собственности была практически бесплатной, темпы привати¬зации с 1996 г. обнаружили устойчивую тенденцию к уменьшению. Особое место стали занимать залоговые аукционы как источник полу¬чения доходов.
Во второй половине года развернулись борьба за собственность, скупка и перепродажа контрольных пакетов акций предприятий, при¬носящих стабильные высокие доходы или представляющих стратеги¬ческий интерес для зарубежных и отечественных инвесторов.
1997 г. — это год стабилизации развития рынка ценных бумаг. Самой крупной организацией, работающей на российском рынке цен¬ных бумаг, был и остается Сбербанк России, инвестиционный порт¬фель которого, состоящий в основном из государственных ценных бумаг, составил, по некоторым оценкам, свыше 100 трлн руб. В це¬лом же доля активов коммерческих банков, вложенных в ценные бумаги, не превысила 5%, в том числе в корпоративные — 2%. Веду¬щими инвестиционными компаниями — профессиональными по¬средниками на рынке корпоративных акций были «Тройка-диалог», «Брансвик-Варбург», «Ренесанс капитал», CS First Boston, «РИНАКО-плюс».
Лидерам среди организаторов фондового рынка стала Москов¬ская межбанковская валютная биржа (ММВБ), среди представителей внебиржевого рынка — Российская торговая система (РТС). Объем торговли корпоративными акциями на внебиржевом рынке в системе РТС вырос более чем в 3 раза по сравнению с 1996 г. и составил свыше 15,5 млрд дол. при среднедневном обороте, достигавшем 60—120 млн дол. На биржевом рынке, где ведущее место заняла ММВБ, объем торгов в ее отделе корпоративных ценных бумаг составил свыше 2 млрд руб. (в ценах 1997 г.) [4,с. 165].
Резко повысилась активность на рынке корпоративных ценных бумаг. Это нашло отражение в расширении круга торгуемых акций, росте стоимостных объемов торговли, повышении курсов акций. Рас¬ширялся круг компаний, акции которых активно обращались на рын¬ке. По сравнению с 1996 г. наряду с обращением акций предприятий нефтегазового комплекса, энергетики и связи активно наращивалась торговля акциями компаний черной металлургии и машиностроения (в частности, автомобилестроения) при одновременном уходе с фон¬дового рынка акций коммерческих банков и большинства акционерных обществ, работающих в цветной металлургии (кроме акций ОАО «Но¬рильский никель»). Наиболее доходными на рынке в 1997 г. были ак¬ции РАО «ЕЭС России», ОАО «Лукойл» и РАО «Газпром». Объем ка¬питализации указанных компаний на конец года, по оценке, составлял соответственно 10; 14 и 34 млрд дол., что в 3 раза и более превышало - объем капитализации других наиболее активных эмитентов.
До октября курсы акций российских компаний быстро росли. Однако под влиянием мирового финансового кризиса с конца октяб¬ря началось резкое падение цен на акции, в результате чего средние индексы акций упали примерно в 2 раза, а общая капитализация рын¬ка корпоративных акций, увеличившаяся с января по октябрь почти в 3 раза, снизилась примерно на 30%. При этом курсы акций целого ряда компаний снизились почти до уровня начала года. На рынке корпоративных акций явно увеличилась доля российских инвесторов, в то время как в 1996 г. здесь преобладали иностранные инвестиции.
При общем объеме государственных заимствований в размере около 94 трлн руб. за счет выпуска облигаций государственных внут¬ренних займов (типа ГКО, ОФЗ-ПК и др.) в федеральный бюджет было привлечено почти 43 трлн руб., что составило менее 50% общего при¬роста государственного долга. Мировой финансовый кризис не обо¬шел стороной и этот сегмент рынка, что проявилось в снижении доли иностранных инвесторов с 30% в середине года до 18% в конце года из-за оттока спекулятивных иностранных капиталов. Биржевой обо¬рот по государственным ценным бумагам за год превысил 1300 трлн руб., из которого примерно 85% приходилось на сделки с ГКО.
Минфин России зарегистрировал 309 участников эмиссии внут¬ренних облигационных займов субъектов Федерации и органов местного самоуправления объемом 24,4 трлн руб. и еврозайма на 900 млн дол., что превысило уровень 1996 г. почти в 8 раз по числу выпусков и более чем в 2 раза — по их объему [7]. Наиболее активно развивался рынок фьючерсов. Первенство при¬надлежало Российской бирже, оборот фьючерсного рынка которой превысил 150 трлн руб. Основными инструментами этого рынка были фьючерсные контракты на курс доллара и уровень доходности ГКО. Кроме того, велась торговля контрактами на акции «голубых фишек» и на фондовые индексы.
Начавшийся в 1997 г. рост промышленности (в основном за счет привлечения зарубежных кредитов) подошел к концу. На российском фондовом рынке в начале 1998 г. работали 1500 финансовых компа¬ний и 700 коммерческих банков, получивших лицензии на данный вид деятельности. Кроме того, имели лицензии примерно 300 негосударствен¬ных пенсионных фондов (НПФ). Еще примерно 100 НПФ функциони¬ровали на безлицензионной основе. Сумма активов НПФ составляла 6— 6,5 трлн. руб., из которых до половины были вложены в государственные ценные бумаги, а еще % — в муниципальные. Примерно из 300 веду¬щих НПФ только у семи активы превысили 100 млрд.руб.
Сокращение притока денег из-за границы в результате финансового кризиса авгус¬та 1998 г. и ухудшение внешнеторговой конъюнктуры привели к умень¬шению всех составляющих спроса со сторон государства и населения, приостановились инвестиции в ценные бумаги.
Существование более емкого и ликвидного альтернативного рынка государственных ценных бумаг с высоки уровнем почти гарантированной доходности угнетающе воздействовало на рынок акций: по сравнению с другими развивающимися рынками он оставался малоликвидным. Если по уровню капитализации, Россия перед началом азиатского кризиса 1997г. занимала пятое место среди развивающихся рынков, то по объему биржевых сделок с акциями лишь четырнадцатое. Столь значительное отставание по уровню ликвидности от прочих развивающихся рынков предопределило его слабость. Сформировавшийся дефицит ликвидности на рынке акций стал одной из основных причин его резкого обвала в период кризиса – не хватило глубины для смягчения падения. Именно низкая ликвидность во многом привела к тому, что российский рынок акций испытал в период кризиса наиболее резкое падение среди всех крупных развивающихся рынков. Его капитализация по состоянию на конец сентября 1998г. составила менее 9% от уровня годовой давности, «перегнав» все азиатские страны, в том числе рынки Индонезии (20%), Южной Кореи (35%), Таиланда и Гонконга (по 50% каждый). Прочие развивающиеся государства пострадали меньше: например, в Польше этот показатель составил немногим менее 90%, на Тайване – 75%, в Аргентине – 70%. Узкая внутренняя инвестиционная база и недостаток ликвидности предопределили и высокий уровень зависимости российского рынка акций от зарубежных «коллег по цеху». Движение индекса РТС сильно коррелировало с движением промышленной средней Доу-Джонса и прочих американских фондовых индексов. Иностранные инвесторы в этот период становились господствующей силой на российском рынке.
Конец 90-х - время серьезных испытаний для российского фондового рынка: в результате кризиса условия ведения профессиональной деятельности серьезно ухудшились; многие инвесторы понесли значительные убытки, большинство и вовсе вынуждено было надолго уйти с российского рынка. Одновременно с этим нельзя не отметить, что кризис стал фактором укрепления российского фондового рынка. Те профессиональные участники, что смогли пережить этот период жесткого «естественного отбора», стали сильнее и опытнее. Были отброшены многие недостаточно эффективные технологии, ужесточились требования к эмитентам в части раскрытия информации, возник спрос на эффективное корпоративное управление, были восполнены многие пробелы в структуре рынка.
0 коммент.:
Отправить комментарий