7 апр. 2012 г.

Формирование резервов (кроме страховых) Резерв предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования формируется Обществом в соответствии с Положением "О резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования" и структурой тарифных ставок, утвержденными в установленном порядке. Резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования, резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств формируются Обществом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Резерв под обесценение финансовых вложений формируется в установленном законодательством порядке. Резервы предстоящих расходов, а также резервы по сомнительным долгам не создаются. Согласно п.72 Положения для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения коммерческие организации вправе создавать следующие резервы: - по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; - предстоящих расходов на оплату отпусков; - на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год; - на ремонт основных средств; - на предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; - на ремонт предметов проката; - на затраты по подготовительным работам к сезонному производству; - на покрытие непредвиденных затрат; - резервы сомнительных долгов. Однако в налоговом учете допускается относить на расходы лишь затраты по формированию резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и резерва сомнительных долгов (ст.ст.267, 324 НK РФ). Суммы по созданию резерва сомнительных долгов в целях налогообложения включаются в состав внереализационных расходов при условии, что организация определяет доходы методом начисления, а не кассовым методом. При создании резервов увеличивается себестоимость (уменьшается финансовый результат) как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Таким образом, создавая резерв, можно уменьшить реальное налоговое бремя путем получения отсрочек уплаты налогов. В этом случае номинальная величина налоговых платежей остается одинаковой, а налоговые выплаты сдвигаются на следующий отчетный период. Экономия достигается вследствие эффекта уменьшения стоимости денег с течением времени. Фактор временного уменьшения стоимости денег учитывается методом дисконтирования. Под дисконтированием, как известно, понимается нахождение текущей (современной) стоимости денежных средств, которые будут получены или уплачены в будущем.

17. Учет расчетов по налогу на прибыль Информация о постоянных и временных разницах формируется на соответствующих субсчетах и значениях аналитических измерений счета 26 "Общехозяйственные расходы" и счета 91"Прочие доходы и расходы", а также налоговых регистрах (прилагаются к настоящей Учетной политике) По возникающим разницам от доходов (расходов), учитываемых в налоговом учете и не отражающихся в бухгалтерском учете, составляется бухгалтерская справка лицом, ответственным в Обществе ( или ином обособленном подразделении) за ведение налогового учета. 18. Инвентаризация В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация, основных средств, товарно-материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств, резервов, финансовых вложений Общества производится один раз в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности, а также в иных случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным. Проведение инвентаризации обязательно: при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, при реорганизации Общества, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приказ о проведении инвентаризации издается Обществом (каждым обособленным подразделением Общества). 19. Условные факты хозяйственной деятельности Отражение в бухгалтерской отчетности существенных условных фактов хозяйственной деятельности (исковые требования, арбитражные разбирательства) производится на основании представленного в подразделение бухгалтерского учета и отчетности письменного сообщения руководителя юридической службы. 20. Филиалы Общества Созданные Обществом на территории Российской Федерации филиалы осуществляют свою деятельность на основе утвержденных Обществом Положений. Филиалы могут иметь баланс с законченным финансовым результатом, если это предусмотрено их Положением. Обособленные подразделения Общества, находящиеся в административном подчинении директоров филиалов (агентства, отделы и т.д.) осуществляют свою деятельность на основе утвержденных Обществом Положений и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности обособленных подразделений Общества, находящиеся в административном подчинении директоров филиалов включаются в баланс последних. Порядок документооборота в филиалах устанавливается приказом директора филиала самостоятельно и предоставляется в Общество 21. Контроль за совершением и оформлением хозяйственных операций Контроль за совершением и оформлением хозяйственных операций организует Исполнительный орган Общества (Генеральный директор). Текущий контроль за совершением и оформлением хозяйственных операций осуществляют структурные подразделения (департаменты) Общества в соответствии с их компетенцией. Аудитор (аудиторская организация) и Ревизионная комиссия Общества осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности Общества по итогам за год. Филиалы Общества контролируют проведение, отражение в бухучете финансово-хозяйственных операций, выполнение графика документооборота в своих обособленных подразделениях самостоятельно. 22. Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, в том числе подлежащая оплате в рублях , для отражения в бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли. Иностранная валюта на банковских счетах, денежные документы в иностранной валюте и иностранная валюта в кассе пересчитываются по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции и на отчетную дату. Стоимость краткосрочных финансовых вложений ,средства в расчетах, подлежащие оплате в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции и на отчетную дату. Стоимость краткосрочных финансовых вложений, средства в расчетах, подлежащих оплате в рублях, пересчитываются по курсу Центрального банка РФ по иному установленному соглашением сторон курсу на дату совершения операции и на отчетную дату. Стоимость вложений во внеоборотные активы, материально-производственных запасов принимается в оценке в рублях по курсу, действующему на дату принятия этих активов к бухгалтерскому учету. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Налоговый учет и отчетность формируются отделом бухгалтерского учета и отчетности, возглавляемым главным бухгалтером. Налоговый учет в Обществе ведется на основе данных регистров бухгалтерского учета, регистров налогового учета и других документов, утвержденных распорядительными документами Общества. Регистры налогового учета и другие документы для определения базы по налогам и составления налоговой отчетности, утвержденные Обществом на момент принятия настоящей Учетной политики, приведены в приложении. Способы ведения бухгалтерского учета, установленные разделом I настоящей Учетной политики, применяются и в целях налогообложения с учетом следующих особенностей. 1. Налог на прибыль 1.1.Амортизируемое имущество Основные средства включаются в соответствующую амортизационную группу по классификации основных средств, определенной Правительством Российской Федерации от 01.01.2002 № 1. Основные средства, числящиеся в учете на 01.01.2002 г., включаются в соответствующую амортизационную группу по классификации основных средств, определенной Правительством Российской Федерации. Если фактический срок использования основного средства превысил срок полезного использования по соответствующей группе, то данное основное средство выделяется в отдельную амортизационную группу в оценке по остаточной стоимости и сумма недоначисленной амортизации включается в состав расходов равномерно в течение 7 лет. За срок полезного использования приобретенных объектов основных средств принимается минимальный срок, установленный по соответствующей группе. При определении нормы амортизации по приобретенным объектам основных средств, бывших в употреблении, срок полезного использования устанавливается с учетом количества лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками. Если в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств произошло улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования этого объекта, срок полезного использования такого объекта увеличивается. При этом увеличение срока полезного использования основных средств осуществляется в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Норма амортизации объектов основных средств после проведения реконструкции, модернизации рассчитывается исходя из нового срока полезного использования объекта, если срок увеличился, или остается прежней, если увеличения срока полезного использования не произошло. В месяце, следующем за окончанием проведения реконструкции, модернизации, сумма месячной амортизации определяется как произведение нормы амортизации и увеличенной в результате реконструкции, модернизации первоначальной стоимости. При модернизации объектов основных средств, учитываемых в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов, а по приобретенным до 01.01.06 на забалансовом счете 012 "ОC стоимостью менее 10000", расходы на модернизацию учитываются в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией, или в составе внереализационных расходов (в зависимости от назначения объекта) единовременно. Расходы на капитальные вложения в размере 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции или технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств включаются в расходы того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) этих основных средств. Указанные расходы являются расходами, связанными с производством и реализацией, и учитываются в составе сумм начисленной амортизации. Далее амортизация по таким основным средствам рассчитывается следующим образом: - в случае приобретения основного средства - как произведение нормы амортизации и первоначальной стоимости, умноженной на коэффициент 0,9; - в случае осуществления капитальных вложений в основные средства, которые эксплуатируются – как произведение нормы и увеличенной в результате осуществления капитальных вложений первоначальной стоимости. При этом увеличение первоначальной стоимости происходит на величину осуществленных капитальных вложений, умноженную на коэффициент 0,9. Срок полезного использования объектов основных средств, бывших в употреблении, полученных Обществом в виде вклада в уставный капитал, принимается равным сроку полезного использования, установленному предыдущим собственником, уменьшенный на количество месяцев эксплуатации предыдущим собственником. 1.2. Налоговый учет доходов по финансовым вложениям Доходы признаются на последний день отчетного (налогового) периода: -по облигациям - в сумме процентов (купонного дохода), причитающихся Обществу за период нахождения ценной бумаги на балансе, в соответствии с условиями выпуска; -по дисконтным векселям с датой погашения "по предъявлению" - в сумме дисконта (процентного дохода), причитающегося Обществу за период нахождения ценной бумаги на балансе с даты составления (приобретения), из расчета возможного срока обращения 365/366 дней с даты составления; -по процентным векселям с датой погашения "по предъявлению" - в сумме процентов, причитающихся Обществу за период нахождения ценной бумаги на балансе с даты составления (приобретения), если не указана иная дата или с иной даты; -по дисконтным векселям с датой погашения "по предъявлению, но не ранее определенного срока" - в сумме дисконта, начисляемого с даты составления (приобретения), из расчета периода обращения с даты составления до даты "не ранее" и плюс 365 день после срока "не ранее"; -по процентным векселям с датой погашения "по предъявлению, но не ранее определенного срока" - в сумме процентов, начисляемых с даты составления (приобретения), если не указана иная дата или с иной даты; -по дисконтным векселям с датой погашения "на определенный день" - в сумме дисконта, причитающегося Обществу за период нахождения ценной бумаги на балансе с даты составления (приобретения), из расчета периода с даты составления (приобретения) до даты погашения; -по депозитным сертификатам - в сумме процентов, причитающихся Обществу за период нахождения ценной бумаги на балансе с даты составления (приобретения); -по выданным займам и депозитным вкладам - в сумме процентов, причитающихся за период предоставления денежных средств в пользование в соответствии с условиями договора. Отрицательные суммовые разницы, возникающие при погашении займов, выраженных в условных денежных единицах, учитываются как расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Положительные суммовые разницы, возникающие при погашении займов, выраженных в условных денежных единицах, учитываются в составе внереализационных доходов. Для определения расчетной цены долговой ценной бумаги используется метод наращенных (накопленных) сумм процентных выплат (доходов) к получению. 1.3.Налоговый учет доходов по договорам страхования, сострахования и перестрахования Доходы в виде всей суммы страховой премии, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности перед страхователем по заключенным договорам. В качестве суммы страховой премии принимается страховая премия, начисленная в бухгалтерском учете. До даты наступления ответственности по договорам страхования, сострахования, перестрахования страховая премия уменьшается на сумму отчислений в резерв незаработанной премии, равный по величине начисленной премии. Таким образом, до даты возникновения ответственности по договорам страхования, сострахования, перестрахования, дохода от начисленной страховой премии в налоговом учете не образуется. 1.4.Налоговый учет расходов по договорам страхования, сострахования и перестрахования Датой возникновения обязательства по выплате страхового возмещения по договорам страхования иным, чем страхование жизни, признается дата формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков. При этом размер обязательства по выплате страхового возмещения определяется суммой отчисления в резерв заявленных, но неурегулированных убытков. В случае если фактически страховая выплата произведена из кассы (расчетного счета) ранее даты формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков, то датой начисления расхода в виде страховой выплаты признается дата фактической выплаты. Датой возникновения обязательства по выплате страховой суммы по договорам страхования жизни признается дата фактической выплаты из кассы (расчетного счета) Общества. Расходы по отчислениям в страховые резервы признаются в размере сумм, отраженных в бухгалтерском учете в соответствии с Положениями, утвержденными в установленном порядке. 1.5. Расходы по оплате процентов по долговым обязательствам Предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и отрицательные суммовые разницы, возникающие при погашении заемных обязательств, выраженных в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам – по долговому обязательству в иностранной валюте. На отчетную дату расход признается: -по выданным дисконтным векселям с датой погашения "по предъявлению" - в сумме дисконта, причитающегося к уплате Обществом за период пользования денежными средствами, из расчета возможного срока обращения векселя (365/366 дней) с даты его составления; -по выданным процентным векселям с датой погашения "по предъявлению" - в сумме процентов, причитающихся к уплате Обществом за период пользования денежными средствами, проценты рассчитываются с даты составления векселя, если не указана иная дата или с иной даты; -по дисконтным векселям с датой погашения "по предъявлению, но не ранее определенного срока" - в сумме дисконта, причитающегося к уплате Обществом за период пользования денежными средствами, из расчета возможного срока обращения векселя – с даты составления до даты "не ранее" плюс 365/366 дней; -по процентным векселям с датой погашения "по предъявлению, но не ранее определенного срока" - в сумме процентов, причитающегося к уплате Обществом за период пользования денежными средствами, проценты рассчитываются с даты составления векселя, если не указана иная дата или с иной даты; -по дисконтным векселям с датой погашения "на определенный день" - в сумме дисконта, причитающегося к уплате Обществом за период пользования денежными средствами, из расчета срока обращения векселя - с даты составления векселя до даты погашения. Положительные суммовые разницы, возникающие при погашении заемных обязательств, выраженных в условных денежных единицах, учитываются в составе внереализационных доходов. Суммовые разницы по начисленным процентам отражаются в налоговом учете в составе внереализационных доходов (расходов). 1.6. Расходы, связанные с оплатой отпускных Затраты на оплату отпускных и единый социальный налог, начисленный на суммы отпускных признаются расходами в том месяце, к которому они относятся. 1.7 . Перечень прямых расходов Для целей налогообложения прямыми расходами, связанными с выполнением работ, оказанием услуг являются: Страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования; Суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование; Вознаграждение агентов – юридических и физических лиц за заключение договоров страхования, сострахования; Вознаграждение по договорам, принятым в перестрахование; Суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на суммы комиссионного вознаграждения агентов – физических лиц за заключение договоров страхования, сострахования; Затраты на приобретение бланков полисов, квитанций, заполняемых при заключении договоров страхования; Расходы, связанные с осуществлением выплат предварительной компенсации по договорам накопительного личного страхования, заключенным до 1992 года. Общество относит сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. 1.8. Дата признания отдельных видов расходов Датой осуществления внереализационных и прочих расходов по оплате услуг, для которых Гражданским кодексом и условиями договора не предусмотрено составление акта, признается последний день отчетного (налогового) периода. Датой осуществления внереализационных и прочих расходов по оплате услуг, для которых предусмотрено составление акта, признается дата предъявления Обществу документов, служащих основанием для произведения расчетов (актов выполненных работ, оказанных услуг). При этом датой предъявления акта считается более поздняя из дат: дата подписания акта руководителем (уполномоченным представителем) Общества; дата получения акта от контрагента, о чем свидетельствует отметка о регистрации входящей корреспонденции. 1.9. Авансовые платежи и налог на прибыль Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль производится исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. Распределение прибыли по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, не производится. В целях определения суммы авансовых платежей, а также суммы налога по итогам налогового периода, приходящейся на долю Общества, филиала, для расчета применяются показатели остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников Общества и филиалов. 2. Налог на добавленную стоимость В целях организации раздельного учета суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные Обществу при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, используемых: при проведении страховой деятельности - учитываются в их стоимости; при проведении операций, облагаемых налогом - отражаются на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, работам, услугам". Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; - день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Счета-фактуры ведутся в соответствии с положениями статьи 169 Налогового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 02.12.2000г. №914.(с последующими изменениями) В случае реализации товаров (работ, услуг) филиалами и другими обособленными подразделениями (агентствами, отделами) счета-фактуры выписываются покупателям от имени Общества. При этом в строках 2 и 2а счета-фактуры указываются реквизиты Общества, в строке 2б – КПП Филиала (агентства, отдела), в строке 3 – наименование и почтовый адрес Филиала (агентства, отдела), в случае выполнения работ, оказания услуг в данной строке ставится прочерк. Нумеруются счета-фактуры в хронологическом порядке: - Филиалами– с проставлением через дробь кода Филиала - агентствами (отделами) – с проставлением через дробь кода Филиала дополненного кодом агентства (отдела). Счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером Общества, Филиала (агентства, отдела), либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (доверенностью, иным распорядительным документом) по Обществу, Филиалу (агентству, отделу). Подписи руководителя, главного бухгалтера или уполномоченных лиц должны быть расшифрованы. В получаемых Филиалами (агентствами, отделами) от поставщиков товаров (работ, услуг) счетах- фактурах по строке 4 указываются наименование и почтовый адрес Филиала(агентства, отдела), в случае выполнения работ, оказания услуг в данной строке ставится прочерк. Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж ведутся головной организацией Общества, Филиалами, агентствами, отделами и являются разделами единого журнала учета счетов-фактур, единых книги покупок и книги продаж Общества. Разделы журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж, разделы журнала учета полученных счетов-фактур и книги покупок представляются в Общество не позднее 15 числа каждого месяца. 3. Налог на имущество Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения Общества, каждого его филиала, на балансе которого находятся объекты основных средств, и каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения Общества, его филиалов и других обособленных подразделений. В случае, если налог на имущество на территории области не отчисляется в бюджеты муниципальных образований, то дирекция филиала представляет одну декларацию за все имущество, подлежащее налогообложению на территории области, уведомив заблаговременно территориальные налоговые органы При расчете налога на имущество учитывается стоимость (остаточная стоимость) объекта недвижимости, числящуюся на счете 08хххх "Вложения во внеоборотные активы", по которому закончены капитальные вложения и соответствующе оформленные документы переданы на государственную регистрацию. Сумма начисленного налога является расходом, связанным с реализацией услуг, и отражается по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы". 4. Уплата налогов и сборов Уплата суммы налога и авансовых платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет осуществляется Обществом, в бюджеты субъектов РФ – Обществом, исходя из доли, приходящейся на головную организацию, филиалами Общества исходя из доли, приходящейся на Филиал (с учетом показателей всех его обособленных подразделений – агентств и отделов). Налог на добавленную стоимость уплачивается в целом по Обществу на основании бухгалтерского учета Общества и данных, полученных от филиалов. Налог на имущество уплачивается Обществом, его филиалами исходя из налоговой базы, приходящейся на Общество и филиал. Другие обособленные подразделения уплачивают налог на имущество по объектам недвижимости, расположенным по месту нахождения этих обособленных подразделений(если не используется порядок, описанный в п.3,абзац 2). Остальные налоги и сборы – транспортный налог, государственная пошлина, единый социальный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налог на доходы физических лиц, земельный налог уплачиваются Обществом, его филиалами и другими обособленными подразделениями, исходя из налоговой базы, приходящейся на Общество, филиал и другое обособленное подразделение. Главный бухгалтер Ерофеева Ю.С. Глава 3. Решение практической ситуации. Вариант 9 ОАО «Радуга» осуществило реконструкцию здания в июле 2008 г. Затраты на реконструкцию, выполненную подрядным способом, составили 826 000 руб., в том числе НДС 126 000 руб. При этом на всю стоимость реконструкции увеличена первоначальная стоимость здания, которая до реконструкции составляла 4 000 000 руб. Сумма начисленной амортизации до завершения реконструкции – 2 000 000 руб. Срок полезного использования и в бухгалтерском и в налоговом учете равен 300 мес. и не изменился в результате реконструкции. До завершения реконструкции амортизация начислялась 150 месяцев. Согласно учетной политике в целях исчисления налога на прибыль организация включает в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения в размере 10% первоначальной стоимости основных средств. Отразить расходы на реконструкцию здания склада в учете ОАО «Радуга». Пояснить порядок отражения расходов на реконструкцию в бухгалтерском и налоговом учете. РЕШЕНИЕ: Согласно п. п. 14, 27 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 3.2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, затраты на реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств. Следовательно, на дату окончания работ по реконструкции здания организация списывает затраты на их проведение со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", на котором они учитывались по мере их осуществления, в дебет счета 01 "Основные средства" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств согласно п. 71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, оформляется Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7). В налоговом учете затраты на реконструкцию также увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ). В бухгалтерском учете ежемесячные суммы амортизационных отчислений по реконструированному зданию определяются исходя из его остаточной стоимости, увеличенной на сумму затрат на реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования (п. 60 Методических указаний). Таким образом, ежемесячная сумма амортизации по реконструированному зданию составит 18 000 руб. ((4 000 000 руб. - 2 000 000 руб. + 826 000 руб. - 126 000 руб.) / 150 мес.). Что касается ежемесячных сумм амортизации по реконструированным объектам основных средств, начисляемых в налоговом учете, то они определяются исходя из первоначальной стоимости основных средств, увеличенной на сумму затрат по реконструкции, и нормы амортизации, определенной для данного объекта (п. 4 ст. 259 НК РФ, п. 2 Письма ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23). При расчете суммы "налоговой" амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на капитальные вложения, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 НК РФ (п. 2 ст. 259 НК РФ). Теперь необходимо выяснить, может ли организация воспользоваться амортизационной премией в отношении реконструкции здания, проведенной в 2006 г. НК РФ не предусматривает возможность применения амортизационной премии в отношении только части основных средств или, например, только в отношении расходов на реконструкцию. Порядок учета расходов на капитальные вложения должен быть единым в отношении всех капитальных вложений, производимых организацией в течение соответствующего года. Однако до появления Федерального закона от 27.07.2006 N 144-ФЗ налогоплательщики, производящие реконструкцию, были лишены возможности единовременно признавать в качестве расходов затраты на проведение реконструкции <*> в размере 10 процентов (см. Письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/2/152). Следовательно, организация правомерно увеличила в налоговом учете первоначальную стоимость здания на стоимость проведенной реконструкции. Заметим, что указанный выше Федеральный закон N 144-ФЗ вступает в силу с 1 января 2007 г., однако норма, касающаяся реконструкции, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 144-ФЗ). Считаем, что отразить 10-процентную амортизационную премию в случае проведения реконструкции можно только после вступления в силу вышеназванного Федерального закона, то есть в годовой декларации по налогу на прибыль за 2006 г., а в течение 2006 г. организация не вправе признавать данные расходы. Следовательно, ежемесячная сумма амортизации по реконструированному зданию для целей налогообложения прибыли составит 15 667 руб. ((4 000 000 руб. + 826 000 руб. - 126 000 руб.) х 1 / 300 х 100%). Из-за различий в суммах, признаваемых расходами в бухгалтерском и налоговом учете, возникают временные разницы (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Начиная с августа 2006 г. организация ежемесячно признает в бухгалтерском учете расход в виде амортизации по реконструированному зданию в сумме 18 000 руб., а в налоговом - 15 667 руб. Следовательно, возникают вычитаемая временная разница в сумме 2333 руб. (18 000 руб. - 15 667 руб.) и отложенный налоговый актив (п. п. 11, 14 ПБУ 18/02). Пересчет налоговой базы по налогу на прибыль в связи с включением в расходы амортизационной премии по реконструкции здания, а также пересчет временных разниц, по нашему мнению, организация может произвести после вступления в силу Федерального закона N 144-ФЗ. При этом в расходы для целей налогообложения прибыли будет включена сумма амортизационной премии в размере 70 000 руб. (700 000 руб. х 10%). Сумма "налоговой" амортизации, рассчитанная с учетом амортизационной премии по реконструкции, составит 15 433 руб. ((4 000 000 руб. + 826 000 руб. - 126 000 руб. - ((826 000 руб. - 126 000 руб). х 10%)) х 1 / 300 х 100%). Соответственно сумма амортизации, начисленной в налоговом учете по зданию в период с августа по декабрь 2006 г. составит 77 165 руб. (15 433 руб. х 5 мес.). Таким образом, общая сумма расходов, признаваемых в налоговом учете после окончания реконструкции здания в 2006 г., составляет 147 165 руб. (70 000 руб. + 77 165 руб.). В бухгалтерском учете сумма расходов в виде амортизации за август - декабрь 2006 г. составляет 90 000 руб. (18 000 руб. х 5 мес.). Соответственно сумма возникшей налогооблагаемой временной разницы по данной операции составит 57 165 руб. (147 165 руб. - 90 000 руб.) , а сумма отложенного налогового обязательства - 13 720 руб. (57 165 руб. х 24%). При этом общая сумма отраженного в бухгалтерском учете отложенного налогового актива за период с августа по декабрь 2006 г., на наш взгляд, подлежит сторнированию. Данные операции отражаются в бухгалтерском учете заключительными оборотами декабря 2006 г. (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н). С января 2007 г. по октябрь 2008 г. указанная выше налогооблагаемая временная разница ежемесячно уменьшается на 2567 руб. (18 000 руб. - 15 433 руб.), а в ноябре 2008 г. погашается ее оставшаяся сумма - 691 руб. (57 165 руб. - (2567 руб. х 22 мес.)). Кроме этого, в ноябре 2008 г. возникает вычитаемая временная разница в сумме 1876 руб. (2567 руб. - 691 руб.) и отложенный налоговый актив. В последующие месяцы возникают вычитаемые временные разницы в сумме 2567 руб., которые погашаются начиная с месяца, в котором прекращается начисление амортизации по зданию в бухгалтерском учете. Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ Бухгалтерские записи в июле 2008 г. Увеличена первоначальная стоимость здания (826 000 - 126 000) 01 08 700 000 Акт о приеме- сдаче объектов основных средств Ежемесячные бухгалтерские записи с августа по декабрь 2008 г. Начислена амортизация по зданию 20 02 18 000 Бухгалтерская справка-расчет Отражен отложенный налоговый актив (2333 х 24%) 09 68 560 Бухгалтерская справка-расчет Заключительными записями декабря 2008 г. СТОРНО Отложенный налоговый актив, отраженный в августе - декабре (560 х 5) 09 68 2 800 Бухгалтерская справка-расчет Отражено отложенное налоговое обязательство (57 165 х 24%) 68 77 13 720 Бухгалтерская справка-расчет Бухгалтерские записи с января 2009 г. по октябрь 2010 г. Начислена амортизация по зданию 20 02 18 000 Бухгалтерская справка-расчет Уменьшено отложенное налоговое обязательство (2567 х 24%) 77 68 616 Бухгалтерская справка-расчет Бухгалтерские записи в ноябре 2010 г. Начислена амортизация по зданию 20 02 18 000 Бухгалтерская справка-расчет Погашено отложенное налоговое обязательство (691 х 24%) 77 68 166 Бухгалтерская справка-расчет Отражен отложенный налоговый актив (1876 х 24%) 09 68 450 Бухгалтерская справка-расчет Бухгалтерские записи с декабря 2010 г. Начислена амортизация по зданию 20 02 18 000 Бухгалтерская справка-расчет Отражен отложенный налоговый актив (2567 х 24%) 09 68 616 Бухгалтерская справка-расчет В целях гл. 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции (абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ).
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.