30 мар. 2012 г.

Культурный взлет в России в XIX в.

В начале XIX в. была создана система народного образования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили: Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие Антарктиды), Пирогов (основоположник военно-полевой хирургии). Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов Менделеевым. Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. В литературе превалирует романтизм. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Появляются такие литературные гиганты, как Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи преобладает реалистическое направление. Оно представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере работал Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр. В русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную - Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом музыкальных спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины 19 века стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. стала временем расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский, Римский- Корсаков входили в состав «Могучей кучки», которой руководил Балакирев. Они боролись против Эклектики. Культура 1880-1920-х годов называется «Серебряным веком». В конце 19 – начале 20 века утверждаются новые течения. Господствует критический реализм. В культуре одновременно наблюдается взлет и упадок. Художники, писатели, философы ищут новые формы и течения, которые отразили бы сложный исторический период. Методы: 1) Символизм. 2) Футуризм. 3) Акмеизм. 4) Авангардизм. Все это может быть объединено термином «модернизм». 1) Блок выступил как символист («Стихи о прекрасной даме»), но затем перешел к реализму («Двенадцать»). Символисты призывали перейти к чистому искусству. 2) Футуристы: Игорь Северянин, Хлебников, Маяковский. Лозунг – долой с корабля современности Толстого, Пушкина, Достоевского. Перечеркнуть старые традиции. Цветаева относилась и к символистам, и к футуристам. «Реквием». Есенин – «Анна Снегина», «О Пугачеве». Живопись. Репин. Врубель – модернизм («Царевна лебедь»). Серов «Девочка с персиками». Малевич, Сомов – яркость, пышность картин. В 19 веке получает развитие меценатство – помощь деятелям культуры. Меценаты: Третьяков (Третьяковская галерея). Морозов (Московский театр). Мамонтов. Княгиня Темешева. Построила церковь в Талашкино. Создала музей российской старины. Театр. Характерно то, что театр тоже перешел к реализму. 1828 год – открыт театр Морозова. Станиславский, Немирович, Данченко были актерами, создали театр. Система Станиславского изучается во всем мире. Музыкальный театр. Сергей Дягилев очень много сделал для пропаганды русской культуры. Вывозил в Европу картины Врубеля, Репина, Серова. Затем Дягилев познакомил европейцев с русской оперой («Князь Игорь», «Борис Годунов»). Балет. Легенды балета: Павлова, Княжинский, Нуриев. Чайковский. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.