30 мар. 2012 г.
Home »
» Культурный взлет в России в XIX в.
Культурный взлет в России в XIX в.
В начале XIX в. была создана система народного образования (бессословность обучения).
В науке мировое признание получили: Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие Антарктиды), Пирогов (основоположник военно-полевой хирургии). Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов Менделеевым.
Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге.
В литературе превалирует романтизм. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Появляются такие литературные гиганты, как Толстой, Достоевский, Тургенев.
В живописи преобладает реалистическое направление. Оно представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере работал Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр.
В русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей).
В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную - Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом музыкальных спектаклей стал балет.
Центральной фигурой в музыке первой половины 19 века стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. стала временем расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский, Римский- Корсаков входили в состав «Могучей кучки», которой руководил Балакирев. Они боролись против Эклектики.
Культура 1880-1920-х годов называется «Серебряным веком».
В конце 19 – начале 20 века утверждаются новые течения. Господствует критический реализм. В культуре одновременно наблюдается взлет и упадок. Художники, писатели, философы ищут новые формы и течения, которые отразили бы сложный исторический период.
Методы:
1) Символизм.
2) Футуризм.
3) Акмеизм.
4) Авангардизм.
Все это может быть объединено термином «модернизм».
1) Блок выступил как символист («Стихи о прекрасной даме»), но затем перешел к реализму («Двенадцать»).
Символисты призывали перейти к чистому искусству.
2) Футуристы: Игорь Северянин, Хлебников, Маяковский. Лозунг – долой с корабля современности Толстого, Пушкина, Достоевского. Перечеркнуть старые традиции.
Цветаева относилась и к символистам, и к футуристам. «Реквием». Есенин – «Анна Снегина», «О Пугачеве».
Живопись.
Репин.
Врубель – модернизм («Царевна лебедь»).
Серов «Девочка с персиками».
Малевич, Сомов – яркость, пышность картин.
В 19 веке получает развитие меценатство – помощь деятелям культуры.
Меценаты: Третьяков (Третьяковская галерея).
Морозов (Московский театр).
Мамонтов.
Княгиня Темешева. Построила церковь в Талашкино. Создала музей российской старины.
Театр.
Характерно то, что театр тоже перешел к реализму.
1828 год – открыт театр Морозова.
Станиславский, Немирович, Данченко были актерами, создали театр.
Система Станиславского изучается во всем мире.
Музыкальный театр.
Сергей Дягилев очень много сделал для пропаганды русской культуры. Вывозил в Европу картины Врубеля, Репина, Серова. Затем Дягилев познакомил европейцев с русской оперой («Князь Игорь», «Борис Годунов»).
Балет.
Легенды балета: Павлова, Княжинский, Нуриев.
Чайковский. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
0 коммент.:
Отправить комментарий