16 мар. 2012 г.
Home »
» Развитой "директ - костинг"
Развитой "директ - костинг"
Практическое применение простого "директ- костинга" было построено на
аксиоме: каждое изделие, центр ответственности вносят особый вклад в
результаты деятельности предприятия, но только предприятие как юридическое
лицо может получить прибыль или понести убыток. Другими словами,
отказывались от определения чистого результата по изделиям, ценрам
ответственности, а ограничивались исчислением маржи, за счет которой
списывали постоянные расходы.
По мере внедрения простого "директ - костинга" выяснилось, что некоторые
специфические постоянные расходы могут быть отнесены прямо без условного
распределения на соответствующие изделия, их группы, центры
ответственности, сегменты деятельности, то есть концепция юридическоо лица
постепенно менялась в бухгалтерском учете и возникло понытие полумаржи
как разницы маржи и соответствующей суммы прямых постоянных расходов.
Понятие полумаржи экономически приближается к понятию финансового
результата, ибо характеризует компенсацию косвенных постоянных расходов и
получение прибыли.
Второе коренное отличие развитого "директ- костинга" от простого в том,
что модель "затраты - выпуск" стала действовать не только в центрах
ответственности на самом предприятии, но и за его пределами, что вызвало
необходимость определения финансовых результатов (марж, полумарж) по
сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте. Развитой "директ -
костинг" позволил усилить контроль в общественном производстве, так как
обеспечивал получение информации о результатах деятельности каждого
подразделения предприятия, а для этого необходимо было точно определить, за
что несет ответственность каждое подразделение. Чтобы решить эту проблему,
бесспорно, нужно было избегать условного распределения общих расходов, что
привело к появлению категории "полумаржа по уровням" (изделие, группа
изделий, цех, завод, компания). В связи с этим основой организации учета по
методу развитого "директ - костинга" стало выделение сегментов деятельности
и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам.
Специалисты, занимающиеся вопросами развитого "директ - костинга",
подразделяют сегменты деятельности на две категории:
- внутренние (изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли,
рентабельности, ответственности);
- внешние: секторы покупаталей, классы клиентов, заказы, зоны
коммивояжеров;
- графические зоны реализации, каналы реализации.
Внедрение развитого "директ - костинга" привело к отражению в учете
нескольких видов марж и полумарж, поскольку в нем использовали
пирамидальную систему учета общего (совокупного) результата деятельности.
В основе пирамидальной системы лежит иерархия сегментов, которые
расположены последовательно по нарастающей. Такая ситема может быть
построена по производственному, реализационному или другим признакам.
Схема включения в себестоимость пременных и прямых постоянных затрат
и отражения марж и полумарж по производственным (внутренним) сегментам
при развитом "директ - костинге" приведена в таблице 3.
Таблица 3
Внутренние Затраты, включаемые в Расходы, не включаемые в Вид маржи,
(производственные) себестоимость на каждом себестоимость на полумаржи
сегменты уровне уровне
пирамидальной
системы
1 2 3 4
Единица продукции Переменные затраты Все остальные Маржа
(ассортимента)
Готовая продукция Переменные затраты плюс То же Полумаржа 1
(участок) специфические прямые
постояные затраты,
относимые на продукцию
Продолжение таблицы 3
Весь ассортимент Переменные затраты плюс Все остальные Полумаржа 2
Продукции (цех) специфические прямые
постоянные затраты,
относимые на ассортимент
продукции
Предприятие Переменные затраты плюс То же Полумаржа 3
специфические прямые
постоянные затраты
предприятия
Группа предпритий Переменные затраты плюс * Полумаржа 4
прямые постоянные затраты
по группе предприятий
Компания Все затраты Не включаются Прибыль
Схема включения переменных и постоянных затрат в себестоимость,
отражение марж, полумарж и прибыли при развитом "директ-костинге" по
сегментам реализации (внешним) представлена в таблице 4.
Таблица 4
Сегменты Расходы, включаемые в Расходы, не включаемые в Вид маржи,
реализации себестоимость на каждом себестоимость на этом полумаржи
пирамидальной уровне (по каждому сегменту) уровне
системы
Реализованная Переменные расходы и Все остальные Маржа
операция расходы по реализации
Клиент Переменные расходы и То же Полумаржа 1
расходы по реализации плюс
специфические прямые
прямые постоянные затраты
по клиенту
Торговые Переменные расходы и * Полумаржа 2
представительства расходы по реализации плюс
специфические прямые
постоянные затраты по
представительству
Зона (район) Переменные расходы и * Полумаржа 3
реализации расходы по реализации плюс
специфические прямые
постоянные затраты по зоне
(району) реализации
Компания Все расходы Не включаются Прибыль
Внедрение в практику развитого "директ - костинга" приводит к тому, что
предприятия в целях повышения эффективности производства и контроля
деятельности центров ответственности все большую часть постоянных
расходов прямо относят на себестоимость этих центров.
Разбивка предприятия на сементы реализации может оказаться очень
полезной в плане ориентации сотрудников, занимающихся маркетингом.
Определение маржи по уровням дает возможность проведения двойного
анализа. С одной стороны, производственную деятельность как бы локализуют
и определяют серию марж по сегментам - продуктам. С другой стороны,
обосабливают распределительную деятельность, определяют и анализируют
серию марж по сегментам реализации. В результате, исходя из этих двух
критериев, анализируют действие новой экономической модели "продукт -
рынок". Каждый продукт (товар) продается на многих рынках. Поэтому
целесообразно исчислять маржу по каждому продукту, на каждом рынке.
Внедрение нормативов в систему "директ - костинга" вызывает меньше
проблем, чем исчисление полной себестоимости, так как применение данной
системы не требует условного распределения затрат. Кроме того, не нужно
оперировать категориями "единица работы" и " нормальная деятельность",
использование которых сильно затрудняет учет, но которые тем не менее
необходимы при системе учета полной себестоимости.
В управленческом учете главенствующей становится система нормативов.
Определяют не только нормативную себестоимость, но инормативную
выручку, так как это единственное средство соизмерить поступления и расходы
и определить нормативную маржу, то есть использовать модель "затраты -
выпуск".
Преимущества развитого "директ - костинга" очевидны. Особенно
эффективно его применение на предприятиях с массовым производством и
относительно сложным, технологическим процессом, поскольку в этом случае
гораздо легче определить маржу по сегментам деятельности, чем по
производственным признакам.
Основные новации развитого "директ - костинга":
- появление категории специфичеких прямых постоянных затрат и системы
полумарж и регулирование на этой основе объемов производства и реализации,
себестоимости, цен;
- исчисление результатов (марж) по внешним сегментам (находящимся за
пределами предприятия), то есть использование маркетинговых принципов в
системе управленческого учета;
- пирамидальныя (ступенчатая) система каькулирования на базе данных о
переменных затратах и специфических прямых постоянных затратах.
0 коммент.:
Отправить комментарий