16 мар. 2012 г.

Развитой "директ - костинг"

Практическое применение простого "директ- костинга" было построено на аксиоме: каждое изделие, центр ответственности вносят особый вклад в результаты деятельности предприятия, но только предприятие как юридическое лицо может получить прибыль или понести убыток. Другими словами, отказывались от определения чистого результата по изделиям, ценрам ответственности, а ограничивались исчислением маржи, за счет которой списывали постоянные расходы. По мере внедрения простого "директ - костинга" выяснилось, что некоторые специфические постоянные расходы могут быть отнесены прямо без условного распределения на соответствующие изделия, их группы, центры ответственности, сегменты деятельности, то есть концепция юридическоо лица постепенно менялась в бухгалтерском учете и возникло понытие полумаржи как разницы маржи и соответствующей суммы прямых постоянных расходов. Понятие полумаржи экономически приближается к понятию финансового результата, ибо характеризует компенсацию косвенных постоянных расходов и получение прибыли. Второе коренное отличие развитого "директ- костинга" от простого в том, что модель "затраты - выпуск" стала действовать не только в центрах ответственности на самом предприятии, но и за его пределами, что вызвало необходимость определения финансовых результатов (марж, полумарж) по сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте. Развитой "директ - костинг" позволил усилить контроль в общественном производстве, так как обеспечивал получение информации о результатах деятельности каждого подразделения предприятия, а для этого необходимо было точно определить, за что несет ответственность каждое подразделение. Чтобы решить эту проблему, бесспорно, нужно было избегать условного распределения общих расходов, что привело к появлению категории "полумаржа по уровням" (изделие, группа изделий, цех, завод, компания). В связи с этим основой организации учета по методу развитого "директ - костинга" стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам. Специалисты, занимающиеся вопросами развитого "директ - костинга", подразделяют сегменты деятельности на две категории: - внутренние (изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли, рентабельности, ответственности); - внешние: секторы покупаталей, классы клиентов, заказы, зоны коммивояжеров; - графические зоны реализации, каналы реализации. Внедрение развитого "директ - костинга" привело к отражению в учете нескольких видов марж и полумарж, поскольку в нем использовали пирамидальную систему учета общего (совокупного) результата деятельности. В основе пирамидальной системы лежит иерархия сегментов, которые расположены последовательно по нарастающей. Такая ситема может быть построена по производственному, реализационному или другим признакам. Схема включения в себестоимость пременных и прямых постоянных затрат и отражения марж и полумарж по производственным (внутренним) сегментам при развитом "директ - костинге" приведена в таблице 3. Таблица 3 Внутренние Затраты, включаемые в Расходы, не включаемые в Вид маржи, (производственные) себестоимость на каждом себестоимость на полумаржи сегменты уровне уровне пирамидальной системы 1 2 3 4 Единица продукции Переменные затраты Все остальные Маржа (ассортимента) Готовая продукция Переменные затраты плюс То же Полумаржа 1 (участок) специфические прямые постояные затраты, относимые на продукцию Продолжение таблицы 3 Весь ассортимент Переменные затраты плюс Все остальные Полумаржа 2 Продукции (цех) специфические прямые постоянные затраты, относимые на ассортимент продукции Предприятие Переменные затраты плюс То же Полумаржа 3 специфические прямые постоянные затраты предприятия Группа предпритий Переменные затраты плюс * Полумаржа 4 прямые постоянные затраты по группе предприятий Компания Все затраты Не включаются Прибыль Схема включения переменных и постоянных затрат в себестоимость, отражение марж, полумарж и прибыли при развитом "директ-костинге" по сегментам реализации (внешним) представлена в таблице 4. Таблица 4 Сегменты Расходы, включаемые в Расходы, не включаемые в Вид маржи, реализации себестоимость на каждом себестоимость на этом полумаржи пирамидальной уровне (по каждому сегменту) уровне системы Реализованная Переменные расходы и Все остальные Маржа операция расходы по реализации Клиент Переменные расходы и То же Полумаржа 1 расходы по реализации плюс специфические прямые прямые постоянные затраты по клиенту Торговые Переменные расходы и * Полумаржа 2 представительства расходы по реализации плюс специфические прямые постоянные затраты по представительству Зона (район) Переменные расходы и * Полумаржа 3 реализации расходы по реализации плюс специфические прямые постоянные затраты по зоне (району) реализации Компания Все расходы Не включаются Прибыль Внедрение в практику развитого "директ - костинга" приводит к тому, что предприятия в целях повышения эффективности производства и контроля деятельности центров ответственности все большую часть постоянных расходов прямо относят на себестоимость этих центров. Разбивка предприятия на сементы реализации может оказаться очень полезной в плане ориентации сотрудников, занимающихся маркетингом. Определение маржи по уровням дает возможность проведения двойного анализа. С одной стороны, производственную деятельность как бы локализуют и определяют серию марж по сегментам - продуктам. С другой стороны, обосабливают распределительную деятельность, определяют и анализируют серию марж по сегментам реализации. В результате, исходя из этих двух критериев, анализируют действие новой экономической модели "продукт - рынок". Каждый продукт (товар) продается на многих рынках. Поэтому целесообразно исчислять маржу по каждому продукту, на каждом рынке. Внедрение нормативов в систему "директ - костинга" вызывает меньше проблем, чем исчисление полной себестоимости, так как применение данной системы не требует условного распределения затрат. Кроме того, не нужно оперировать категориями "единица работы" и " нормальная деятельность", использование которых сильно затрудняет учет, но которые тем не менее необходимы при системе учета полной себестоимости. В управленческом учете главенствующей становится система нормативов. Определяют не только нормативную себестоимость, но инормативную выручку, так как это единственное средство соизмерить поступления и расходы и определить нормативную маржу, то есть использовать модель "затраты - выпуск". Преимущества развитого "директ - костинга" очевидны. Особенно эффективно его применение на предприятиях с массовым производством и относительно сложным, технологическим процессом, поскольку в этом случае гораздо легче определить маржу по сегментам деятельности, чем по производственным признакам. Основные новации развитого "директ - костинга": - появление категории специфичеких прямых постоянных затрат и системы полумарж и регулирование на этой основе объемов производства и реализации, себестоимости, цен; - исчисление результатов (марж) по внешним сегментам (находящимся за пределами предприятия), то есть использование маркетинговых принципов в системе управленческого учета; - пирамидальныя (ступенчатая) система каькулирования на базе данных о переменных затратах и специфических прямых постоянных затратах.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.