20 мар. 2012 г.
Home »
» ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА.
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА.
Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным
устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на
экономических и юридических нормах совокупности бюджетов, существующих на
территории страны.
Под бюджетным устройством согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ и
ст.1-5 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса
РФ» понимается, регламентируемая нормами права деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления и участников
бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,
проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и
исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов,
а также по контролю за их исполнением.
Особенность бюджетов всех уровней – последовательное прохождение
постоянно обновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в
установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о
бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода
времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном
бюджете на следующий период времени.
Все стадии бюджетного процесса регламентируются процессуальными
нормами бюджетного права. Таким образом, с юридической точки зрения
бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами
бюджетного права деятельность органов государственной власти и управления по
составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. В связи с тем что
каждый бюджет действует в течении одного года, все стадии бюджетного процесса
повторяются ежегодно.
Следует заметить, что современные рамки бюджетного года в разных
странах не одинаковы. Так, в США, Италии, Бразилии, Австралии и некоторых
других государствах бюджетный год начинается с 1 июля и заканчивается 30 июля.
Также например в Японии с 1 апреля по 31 марта, а во Франции как и в России с 1
января по 31 декабря. Как видно, общий закономерности здесь нет и в каждом
случае начало бюджетного года обусловлено особенностями исторического и
социального развития той или иной страны.
Бюджетный процесс (ст.4 Закона «Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РФ») в Российской Федерации выражает важнейшие
черты, присущие бюджету государства: единство, полнота охвата всех доходов и
расходов, реальность, публичность и гласность при рассмотрении и исполнении
всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Современный бюджетный процесс в развитых странах включает следующие
стадии прохождения бюджета: составление, рассмотрение, утверждение и
исполнение. Каждая из стадий урегулирована правом и обусловлена традициями
бюджетного процесса страны.
Бюджетный процесс охватывает довольно большой период времени, в
некоторых странах он почти в три раза превышает бюджетный год и общая его
продолжительность составляет около трех лет.
Составление бюджета (ст.16 Закона «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса РФ») возложено на главу государственного управления
(или исполнительной власти). Конкретно данную работу во всех странах выполняют
министерства финансов (в Англии – казначейства, в США – административное и
финансовое управление). Составление бюджета начинается в определенные сроки
(в большинстве стран они устанавливаются актами парламента и являются
постоянными).
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией
Российской Федерации, однако главными актами, регулирующими порядок
формирования и исполнения бюджетов на территории России, являются Закон «Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации»
и «Об основах бюджетного права и прав по формированию и исполнению
внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов
государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-
Петербурга, органов местного самоуправления». Кроме того, этот порядок в
определенной мере регулируется Законом «О Совете Министров – Правительства
Российской Федерации», регламентами обеих палат Федерального собрания
Российской Федерации и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми
на федеральном уровне.
На основе Российского законодательства субъекты РФ и органы местного
самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок
формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для
бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности,
гласности и самостоятельности всех бюджетов . Характерны и другие принципы,
такие как, распределения полномочий в бюджетном праве основано на принципе
разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной
властей .
Всем без исключения стадиям бюджетного права свойственен принцип
специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов
бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. В
настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли
изменения: появились расходы, производимые на возрастной основе,
предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых
внебюджетных фондов и т.д. Эти изменения не вписываются в старую бюджетную
классификацию. Поэтому приказом Министерства Финансов РФ №177 от 29
декабря 1994г. с 1 января 1995г. в Российской Федерации введена новая редакция
бюджетной классификации, в которой учтены произошедшие изменения .
Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое
значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию
бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью
и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому
назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные
бюджеты соответствующих территорий и т.д. С другой стороны в бюджетной
классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку она является
юридическим актом, лежащим в основе составления и использования бюджетов.
Также бюджетная классификация Российской Федерации является
группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации, а также источников финансирования
дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения
бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст.18 Бюджетного
Кодекса РФ).
0 коммент.:
Отправить комментарий