29 мар. 2012 г.

Первая попытка объяснить мир в НЕ-мифологических образах.

Возникновение философии в собственном смысле относится к 6в. до н.э. Именно в это время в странах Др.Востока (пр.всего в Индии и Китае) и Др.Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-филосовскому мышлению. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой. В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Переход от мифа к философии был подготовлен целым рядом факторов социального, экономич-ого и духовного хар-ра: переходом от бронзы к железу; развитием аграрного и ремесленного производства; разложением первобытно-общинного строя и возникновением гос.структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением элементов научного знания, к-ое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. (Древнегреческая философия) Переход от социального однородного родового общества к соц-но-дифференцированному обществу привел к смене способов мышления. Мышление родового общества носило мифологич-ий хар-ер. Миф был формой жизни, т.е. особой формой мироощущения и жизнедеят-ти людей, социальным регулятором их поведения. Космогонический процесс, т.е. процесс рождения мира, космоса описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали и олицетворяли природные и социальные силы (явления). В новых социальных условиях, когда произошло разложение общины, расслоение общества на группы со своими особыми интересами, вычленение индивида из рода, миф уже не мог выполнить ф-цию социального регулятора. Возникла потребность в системе, к-ая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с др., - базировалась бы на нек-ом знании, а не на мифе. Единственно возможным было возникновение духовного обр-ия, в к-ом мировоззренческая направленность сочеталась бы с рациональным подходом, на основе к-ого давалось достоверное объяснение мира и человека. Таким духовным обр-ем стала зарождающаяся философия, исследующая мир в ходе критич-ого преодоления мифологич-ого миропонимания и полемики с ним. Первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности м/д реальным, сущ-щим по своим з-нам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т.е. м/д объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань м/д миром и человеком философия преодолевала прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо д/стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его з-нами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В фолософском мышлении начинает формироваться теоретич-ий интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретич-ое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие хар-ки предметов. Философия начиналась с поиска ответов на вопрос о происхождении мира. Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греч. философы положили конец теогонической трактовке мира, т.к. миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.