8 мар. 2012 г.
Home »
» Глобализация конкуренции - глобализация монополии
Глобализация конкуренции - глобализация монополии
На процесс распространения информационных технологий накла-
дывается вырастающий из него, но не менее важный процесс глобализа-
ции. Формирование единых общемировых рынков, по крайней мере в фи-
нансовой сфере, и постепенная интеграция глобальных рынков различных
финансовых инструментов в единый мировой рынок финансов ставит на
повестку дня вопрос о возникновении глобальных монополий.
Причина этого проста: единый рынок нельзя поделить.
Известные примеры разделения рынков либо были крайне недолго-
вечны по отношению к сроку жизни господствующего товара, либо осно-
вывались на объективных препятствиях, затруднявших доступ части кон-
курентов к каким-либо принципиально важным элементам рынков.
Информационные технологии, до минимума снижая трансакцион-
ные издержки и «цену входа» на глобальные финансовые рынки, уничто-
жают эти препятствия, устраняя тем самым и «зацепки» для всякого хоть
сколько-нибудь устойчивого раздела этих рынков. Срок же жизни господ-
ствующего товара - информации - устремляется к нулю, что делает прак-
тически невозможным даже временный раздел данных рынков.
В результате возникновение глобальных монополий идет одновре-
менно в двух направлениях:
? формирование глобальных монополий на глобальных рынках отдель-
ных финансовых инструментов;
? формирование единой глобальной монополии в результате интеграции
указанных рынков (снижения «цены перехода» с одного на другой до
пренебрежимо малого уровня).
В роли последней монополии все в большей степени выступает
американское государство, тесно взаимодействующее в базирующимися
на территории США транснациональными корпорациями, в том числе
финансовыми, многие из которых в силу специфики своей деятельности
не нуждаются в организационном оформлении.
Дело идет к тому, что мировая политика скоро перестанет суще-
ствовать на уровне государств, переместившись, с одной стороны, на
наднациональный уровень глобальных групп капиталов и технологий, с
другой - на внутренний уровень политической жизни страны, контроли-
рующей основную часть этих капиталов и технологий.
(Так, еще в 1997 году, во время расцвета проамериканской
«команды молодых реформаторов», российские лоббисты с изумлением
обнаружили, что сфера наиболее эффективного лоббирования ряда вопро-
сов внутренней российской политики переместилась с уровня Правитель-
ства и Администрации Президента России на уровень Конгресса и адми-
нистрации США. Так при СССР для решения принципиальных вопросов
развития союзных республик или областей надо было «выходить» не на
их собственное руководство, а на кураторов соответствующих направле-
ний в Москве - в ЦК КПСС и Совмине).
0 коммент.:
Отправить комментарий