8 мар. 2012 г.

Глобализация конкуренции - глобализация монополии

На процесс распространения информационных технологий накла- дывается вырастающий из него, но не менее важный процесс глобализа- ции. Формирование единых общемировых рынков, по крайней мере в фи- нансовой сфере, и постепенная интеграция глобальных рынков различных финансовых инструментов в единый мировой рынок финансов ставит на повестку дня вопрос о возникновении глобальных монополий. Причина этого проста: единый рынок нельзя поделить. Известные примеры разделения рынков либо были крайне недолго- вечны по отношению к сроку жизни господствующего товара, либо осно- вывались на объективных препятствиях, затруднявших доступ части кон- курентов к каким-либо принципиально важным элементам рынков. Информационные технологии, до минимума снижая трансакцион- ные издержки и «цену входа» на глобальные финансовые рынки, уничто- жают эти препятствия, устраняя тем самым и «зацепки» для всякого хоть сколько-нибудь устойчивого раздела этих рынков. Срок же жизни господ- ствующего товара - информации - устремляется к нулю, что делает прак- тически невозможным даже временный раздел данных рынков. В результате возникновение глобальных монополий идет одновре- менно в двух направлениях: ? формирование глобальных монополий на глобальных рынках отдель- ных финансовых инструментов; ? формирование единой глобальной монополии в результате интеграции указанных рынков (снижения «цены перехода» с одного на другой до пренебрежимо малого уровня). В роли последней монополии все в большей степени выступает американское государство, тесно взаимодействующее в базирующимися на территории США транснациональными корпорациями, в том числе финансовыми, многие из которых в силу специфики своей деятельности не нуждаются в организационном оформлении. Дело идет к тому, что мировая политика скоро перестанет суще- ствовать на уровне государств, переместившись, с одной стороны, на наднациональный уровень глобальных групп капиталов и технологий, с другой - на внутренний уровень политической жизни страны, контроли- рующей основную часть этих капиталов и технологий. (Так, еще в 1997 году, во время расцвета проамериканской «команды молодых реформаторов», российские лоббисты с изумлением обнаружили, что сфера наиболее эффективного лоббирования ряда вопро- сов внутренней российской политики переместилась с уровня Правитель- ства и Администрации Президента России на уровень Конгресса и адми- нистрации США. Так при СССР для решения принципиальных вопросов развития союзных республик или областей надо было «выходить» не на их собственное руководство, а на кураторов соответствующих направле- ний в Москве - в ЦК КПСС и Совмине).
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.