29 мар. 2012 г.
Home »
» Неоавстрийская школа.
Неоавстрийская школа.
У истоков возрождения классического либерализма в двадцатом веке стоял известный экономист и философ Л. Мизес (1881-1973), австриец по происхождению, который, однако, значительную часть жизни провел в США, где вел курс экономической теории в Нью-Йоркском университете. А также его ученик и последователь Ф.фон Хайека (1899-1992).
Работы Л. Мизеса посвящены разработке следующих проблем:
Защита принципов свободного предпринимательства: в работах изучается логика индивидуальной трудовой деятельности человека и мотивы, которые побуждают человека трудиться. Значительное внимание Мизес уделил анализу функционирования различных экономических систем, последовательно рассматривая три типа экономического устройства современного мира: чисто рыночное хозяйство, «испорченный рынок» и нерыночную экономику. При анализе функционирования рыночной системы он акцентировал внимание на проблеме эволюции, места и роли такого важнейшего для рыночного хозяйства института, как частная собственность. По его мнению, частная собственность является «необходимым реквизитом цивилизации и материального благосостояния», а ее социальная функция заключается в том , что она способствует оптимальному использованию ресурсов и обеспечивает суверенитет потребителей. С точки зрения Мизеса, только частная собственность способна быть основой рациональной экономической деятельности, так как порождаемые ею индивидуалистические стимулы обеспечивают максимальное использование ресурсов.
Проблема социализма: социализм Мизес трактует как нерыночную систему хозяйствования, которая не имеет будущего ни сточки зрения логики, ни сточки зрения практики. Мизес считал, что такая система лишена рациональной организации. Поэтому основное внимание Мизес уделил критике планирования – центрального звена экономической системы социализма, которое сторонники социализма как раз и расценивали как проявление рационального начала, которое предотвратит анархию производства, остановит растрату производственных сил общества.
Кроме того, Л. Мизес обращал внимание, что усиления роли государства в такой системе приведет к усилению роста бюрократии, а, значит, и к коррупции, снижению эффективности производства и др. По мысли Мизеса, социализм формирует человека определенного типа, для которого «следование привычному и устаревшему – главная из всех добродетелей», и устраняет любое новаторство, способствующее экономическому прогрессу. Между тем, только свободный рынок соответствует демократическим принципам, и только в условиях свободного рынка экономические субъекты максимизируют свое благосостояние, имея свободу выбора альтернативных возможностей. Свобода выбора означает для Мизеса не только уважение вкусовых предпочтений человека, как потребителя, но и в более широком смысле свидетельствует об уважении к человеческой личности.
Рыночная система, по Мизесу, также обладает механизмами, способствующими высоким типам экономического роста, и может обеспечивать быстрый рост благосостояния всем слоям общества.
Проблемы теории познания экономических явлений: «Теория и история» (1957г), «Гносеологические проблемы экономической науки» (1960г), «Основные начала экономической науки». Важное место в трудах Мизеса, отводится праксиологии, учению о человеческом поведении, или науке о принципах человеческого выбора. Категории праксиологии рассматриваются в качестве вечных и неизменных, поскольку они, по Мизесу, отражают неизменную структуру человеческого мышления.
Что касается методов исследования экономики, то особое внимание Мизес уделял логической последовательности как таковой, полагая, что только она в состоянии обеспечить подлинно научный результат. В то время как другие методы исследования – исторический, эмпирический и т.п. – затрудняют логически последовательный подход к экономическим явлениям, так как включают в себя личные пристрастия исследователей, что не может не сказаться на результатах анализа. Одна из истин, лежащих в основе праксиологии- это то, что цель человеческих действий заключается в стремлении избавится от охватывающего человека ощущения беспокойства.
Ф Хайек - ученик и коллега Л. Мизеса, самый влиятельный в ХХ в. Теоретик либерализма, лауреат Нобелевской премии по экономике. Основные научные интересы Хайека сосредотачивались вокруг философских, правовых, политических и экономических проблем рыночной экономики, а также теории и методологии процесса познания.
Критика социализма и государственного вмешательства в экономику.
В работе «Дорога к рабству» (1944г), Хайек обосновал идею о том, что любая форма государственного вмешательства в экономику должна рассматриваться как разновидность тоталитаризма;
В работе «Индивидуализм и экономический порядок» (1948г), Хайек рассматривает экономические интересы индивидов, их предпочтения и субъективные оценки в качестве основы «экономического порядка»;
В работах «Конституция свободы» (1960), «Право, законодательство и свобода» излагаются правовые принципы общества, основанных на идеалах либерализма. Хайек оценивает правовые и политические основы современной западной демократии как противоречивые идеалам подлинного либерализма и намечает пути их реформирования в целях приближения к этим идеалам. Значительное место в творчестве Хайека занимают проблемы теории и методологии познания.
0 коммент.:
Отправить комментарий